Подход исследовательский

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ПОДХОД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
исходный принцип, исходная позиция в отношении познания и преобразования какойлибо проблемы.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Подход исследовательский
это определенная позиция исследователя по отношению к изучаемому объекту.
Как отмечают Э.Г. Юдин и И.В. Блауберг, это «принципиальная методологическая ориентация исследования, точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования».
В современной теории воспитания получили распространение следующие исследовательские подходы:
1. Амбивалентный подход – это исследовательский подход, предполагающий рассмотрение педагогического явления через “дуальную оппозицию”, то есть двусторонне, с двух противоположных и, казалось бы, исключающих, противоречащих друг другу сторон. Как отмечает Л.И. Новикова, «амбивалентный подход возник при изучении таких феноменов педагогической практики как коллектив и индивидуальность, хаос и порядок, свобода и ответственность, дифференциация и интеграция».
2. Деятельностный подход – это исследовательский подход, предполагающий рассмотрение феноменов воспитания сквозь призму человеческой деятельности:
- отвечающей определенной его потребности,
- побуждаемой сложной иерархичной системой его мотивов,
- осуществляемой в виде цепочки целенаправленных действий и операций,
- реализующей то или иное его отношение к миру,
- обусловливающей и сопровождающей процесс становления его личности.
3. Синергетический подход – это исследовательский подход, предполагающий рассмотрение воспитания как процесса в значительной степени самоорганизующегося, основанного не на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекающего неоднозначно, подвергающегося многим влияниям как изнутри, так и извне: закономерным и случайным, предсказуемым и стихийным, упорядоченным и хаотичным (В.И. Аршинов, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова).
Как отмечают авторы данного определения, «чаще синергетика применяется для описания поведения сложноорганизованных систем, к числу которых относятся и воспитательные системы. Ведущее в синергетике понятие – аттрактор, т.е. относительно устойчивое состояние системы, которое как бы притягивает к себе множество траекторий ее возможного развития. Концептуально связанным с ним понятием является бифуркация. Оно означает некую точку, фазу, в которую время от времени попадает система. В точке бифуркации система оказывается в неопределенном, неустойчивом состоянии. В такой критический момент перед ней открывается выбор между несколькими и очень разными сценариями дальнейшего развития. Механизмом развития системы может стать резонансное воздействие, т.е. несильное, небольшое, “точечное” воздействие, соответствующее каким-то уже наметившимся, существенным тенденциям в ее развитии».
4. Системный подход – это исследовательский подход, предполагающий рассмотрение того или иного феномена воспитания как системы, связи и отношения между компонентами которой позволяют ей приобрести новое качество по сравнению с совокупностью качеств ее частей. Самый простой пример системы – велосипед. Груда всех велосипедных деталей никогда не поедет, как не поедет и беспорядочно собранная из этих деталей целая конструкция. Свое главное качество велосипед приобретет лишь тогда, когда все его части будут собраны в определенной последовательности и образуют между собой строго определенные связи. Применить системный подход к анализу того или иного феномена воспитания – это значит не просто обнаружить некие его составные компоненты, но определить связи и отношения между этими компонентами, а также – элементарную единицу системы, простейший ее элемент, который, сочетаясь с другими такими же элементами в те или иные комбинации, образует индивидуальность системы.
5. Событийный подход – это исследовательский подход, предполагающий рассмотрение воспитания как со-бытия взрослого и ребенка. По словам Д.В.Григорьева, воспитание – это «духовная практика (встреча идеальных планов сознания взрослого и ребенка), к тому же дискретная, осуществляющаяся от встречи к встрече, от события к событию». Здесь «взрослый совершает духовное усилие, направленное на приобщение ребенка к миру человеческих норм и ценностей. Если ребенок откликается на это усилие, резонирует ему, выходит из натурального плана встречи со взрослым в идеальный (духовный) план, то происходит событие воспитания (физическая встреча становится со-бытием личностей)».
6. Средовой подход – это исследовательский подход, предполагающий рассмотрение процесса развития личности ребенка в зависимости от условий окружающей его среды, а воспитание – как систему таких действий со средой, которые обеспечили бы ее превращение в средство диагностики и проектирования воспитательного результата (Ю.С. Мануйлов).
7. труктурный подход – это исследовательский подход, предполагающий принципиальную важность не столько изучения тех или иных компонентов воспитания (по отдельности или в их совокупности), сколько изучения положения этих компонентов относительно друг друга, их связей и отношений, то есть структуры. См. также:
Блауберг, И.В., Юдин, Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.
Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сб. науч. татей. – Пермь, 2001.

Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
319.86 кб

Исследовательский подход в управлении школой

Муругова Елизавета Геннадьевна, Ильиных Елена Валентиновна
В статье предлагается использование исследовательского подхода к управлению образовательной организации через понимание организационной культуры, рассматриваются приоритеты данного подхода.
Читать PDF
347.94 кб

Культурология личности как научно-исследовательский подход

Колобова Юлия Игоревна
Читать PDF
51.30 мб

Формирование научно-исследовательских умений: эффективные подходы

Панасюк Клара Абдулганиевна
Статья посвящена проблеме формирования научно-исследовательских умений студентов на основе задачного подхода, который, в свою очередь, нуждается в дальнейшем развитии как методологического основания профессионального образования.
Читать PDF
4.05 мб

Возможности исследовательского подхода в профессиональном образовании

И. А. Килина, Е. В. Понамарева
Читать PDF
573.24 кб

Методологический подход к комплексным учебно-исследовательским работам

Пантюхин Андрей Валерьевич, Протопопов Алексей Алексеевич, Аверьянов Андрей Петрович, Голиков Алексей Геннадьевич, Горшкова Наталия Валерьевна, Новокрещенов Игорь Вениаминович
Важной задачей высшего профессионального образования является подготовка специалистов, обладающих навыками работы с высокотехнологичным оборудованием и технологиями.