то же, что пятёрка, самая высокая оценка успеваемости. Применялась до 1918 года, была восстановлена в 1944 году и существует до настоящего времени. См.: Оценка успеваемости.
О начале 1940-х гг.: «Я Володины отметки / Узнаю без дневника. / Если брат приходит с тройкой – / Раздается три звонка. / Если вдруг у нас в квартире / Начинается трезвон – / Значит, пять или четыре / Получил сегодня он» (Барто, [1944] 1969–1, 247).
О конце 1940-х гг.: «… Я теперь по всем предметам / Получаю только пять» (Сергеев, 1952, 18).
О 1950-х гг.: «Все привыкли мы к порядку, / Утром делаем зарядку / И хотим отметку “Пять” / На уроках получать» (Высотская, 1961, 60).
Пять
ПЯТЬ
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.
Пять
в русской культуре это высшая оценка качества чего бы то ни было. Число имеет символическое значение: пять концов у звезды (в эзотерическом знании это считается отпечатком копыта дьявола); в Ветхом Завете – пять книг Моисеевых; Иисус Христос накормил 4000 человек пятью хлебами; пять ран Христовых; пять органов чувств у человека; пять основных элементов Земли – дерево, огонь, земля, металл, вода; пять счастливых человеческих благ – богатство, долголетие, мир, добродетели, здоровье; пять основных моральных достоинств – гуманность, чувство долга, мудрость, надежность, строгое соблюдение обычаев и правил и т.д. В образовательном учреждении это отметка за знания, навыки, умения. В первославянской азбуке эта цифра обозначалась буквой «Е».
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)