ПЕРВЫЙ ученик

Найдено 1 определение
"ПЕРВЫЙ ученик"
лучший, превосходящий всех остальных ученик класса. Понятие «первый ученик» использовалось с 1870-х по 1950-е гг.
О гимназии в нач. 1870-х гг.: «При появлении [инспектора Зверева] все шумно поднялись с мест… “Пересадка! Пересадка!” – пронеслось по классу гулким шёпотом… “Вот, братцы, – заговорил Зверев…, развертывая таинственный свиток, который держал в руках. – Кто что заслужил, то и получай!... Первым учеником объявляется Вересов Алексей”. Это было так неожиданно…, что несколько секунд я сидел в каком-то оцепенении, не трогаясь с места… “Собирай книги и переходи на первое место, – подтвердил, обращаясь уже несомненно ко мне, грозный инспектор. – Молодчага!... И вперед утирай, брат, нос всему этому дубью…” В классе произошел затем полный кавардак: для того, чтобы перейти на новое место, всякий вызванный ученик должен был дождаться, когда раньше занимавший это место узнает, куда он должен уйти. И все стояли с книгами в руках, беспомощно тыкаясь из угла в угол… Я, самый маленький, гордо восседал теперь на первом месте первой скамейки… Новой каплей, переполнившей чашу моего волнения, был раздавшийся в большую перемену по всем коридорам торжественный клич гимназического сторожа: “Господа первые и вторые ученики, пожалуйте вниз, на квартеру господина инспектора!” …В столовой Ивана Павловича мы застали… кучку лучших учеников других классов. Длинный… стол весь уставлен был вазами с бисквитами и другими печеньями… Лакей… водрузил на стол огромную кастрюлю вкусно дымящегося шоколада… Такое пиршество Иван Павлович устраивал из года в год после каждой пересадки, и вероятно, искренно был огорчен, когда пересадки вскоре отменены были приказом свыше… Явившийся через два месяца объявлять новую пересадку Зверев неожиданно провозгласил: “Первый ученик Олесов!..Второй – Смирнов, третий – Кашин…, седьмой – Воронов, восьмой – Ружейников... Девятый – Вересов!” – провозгласил, наконец, Зверев…» (Якубович, 1989; 113– 115, 117–118).
О середине 1900-х гг.: «Учитель ботаники… говорит: “А почему листья зеленые? Кто знает?” В классе молчание. “Я поставлю пятерку тому, кто знает”, – говорит учитель. Я знаю, почему листья зелёные, но молчу. Я не хочу быть выскочкой. Пусть отвечают первые ученики. Кроме того, я не нуждаюсь в пятерке. Что она одна будет торчать среди моих двоек и троек? Это комично. Учитель вызывает первого ученика. Но тот не знает. Тогда я небрежно поднимаю руку. “Ах, вот как,– говорит учитель,– вы знаете. Ну скажите”. “Листья зеленые, – говорю я, – оттого, что в них имеется красящее вещество хлорофилл”. Учитель говорит: “Прежде чем вам поставить пятерку, я должен узнать, почему вы не подняли руку сразу”. Я молчу. На это очень трудно ответить. “Может быть, вы не сразу вспомнили?” – спрашивает учитель. “Нет, я сразу вспомнил”. “Может быть, вы хотели быть выше первых учеников?” Я молчу. Укоризненно качая головой, учитель ставит пятерку» (Зощенко, 1994–3, 550).
О вт. пол. 1900-х гг.: «“… Одно тебе спасенье – учиться отлично. Тогда и надзиратель ничего тебе не сделает… Стань первым учеником – и никто тебе тогда не страшен”. “Сам знаешь: первым будет Персиц” … Но пока все обходилось благополучно, если не считать четверки по поведению… “Вам потише…. Надо быть, мой милый! Думаете, вам всё сойдёт, как первому ученику? С плохим баллом по поведению ученики перестают быть первыми, запомните-ка это!”… По всем предметам (кроме поведения, которое тоже почему-то считалось предметом) у него были теперь круглые пятерки. К самому концу года выяснилось: первым учеником стал Персиц. Он и по поведению получил пятерку… Ученье Грише никогда больших хлопот не приносило: в его дневник опять посыпались пятерки с постоянством, угнетавшим Самуила Персица. В классе оказалось два соперника – кандидаты на звание первого ученика. Пока что до сих пор, с прошлого года, считался первым Самуил Персиц… И снова первым учеником в классе оказался Самуил Персиц» (Кононов, [1952] 1958; 189– 190, 212, 268–269, 322, 353).
О нач. 1910-х гг.: «… Мне мучительно захотелось поступить в гимназию, сделаться образованным человеком… Немедленно я принялся за уроки. “Я должен кончить [городское училище] первым учеником. Тогда, может быть, я попаду в гимназию”, – твердил я себе» (Боронина, [1946] 1969, 42).
О 1914 годе: «Вскоре Валерий стал первым учеником по арифметике. Охотно объяснял другим, когда к нему обращались за помощью. И сам иногда предлагал: “Давай объясню”. Но, если его объяснения долго не понимали, терпения не хватало и он сердился: “Никуда ты, голова, не годишься!”» (Водопьянов, 1959, 21).
О 1922–1924 гг. на Кубани: «Он никогда долго не сидит над учебниками, но в школе считается первым учеником… Он… отлично разбирается в геометрии, физике, химии» (Степанов, [1961] 1980, 17).
О подростке 14 лет в 1941 году: «Дело в том, что Коля БЭС, настоящая его фамилия Бессонов, знал решительно всё на свете. Поэтому его и прозвали БЭС, то есть: Большая Советская Энциклопедия… Все научные и технические журналы он прочитывал от корки до корки. По истории, литературе и географии был первым в школе. Плохо обстояло у него дело лишь с пением и физкультурой. По этим предметам он с первого класса имел твердое “поср.”. И хотя из-за этого он не был отличником, все знали, что Коля БЭС – первый ученик» (Козлов, 1977).
О конце 1940-х гг.: «И решил я твёрдо / С этого же дня, / Что одни пятёрки / будут у меня. / И хотя фамилия / У меня на “Ц” / И она в журнале / Ставится в конце, / Всё же каждый скажет, / Глядя в мой дневник: / “Цыганков Серёжа – / Первый ученик!”» (Саконская, [1950] 1961, 39).
О конце 1950-х гг.: «Тридцать учеников смотрят на свою учительницу… …У Инны Андреевны сегодня очень хорошее настроение. Вместо того, чтобы сделать замечание Славке, она говорит: “О! Да ты, я вижу, отлично знаешь Пушкина. – И смеётся.– Давайте проверим нашего первого ученика, ребята. Пусть Вячеслав идет к доске”» (Офин, 1960, 54). См. также: «Первая ученица».

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.



Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.54 мб

Особенности первого этапа обучения иностранному языку учеников начальной общеобразовательной школы

Паршикова Е.А.
Определены объекты, цели, задачи, особенности первого етапа обучения иностранному языку учащихся начальной общеобразовательной школы.
Читать PDF
194.02 кб

Уровень физического развития и здоровья учеников первого класса и их способность к адаптации в школе

Мельникова Н. А., Седова Д. Г., Белова Л. А., Евстифеева И. А.
Читать PDF
911.29 кб

Учебная мотивация первоклассников с разными социометрическими статусами, на примере учеников 1 класс

Чернявская Валентина Станиславовна, Андреева Елена Андреевна
В статье рассматривается взаимосвязь учебной мотивации и социометрического статуса младших школьников 1 класса. Взаимосвязь критериев рассматривается на примере учеников 1 класса.