ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ

Найдено 1 определение
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ
индивидуально-своеобразный способ изучения реальности. Постановка проблемы формирования персонального познавательного стиля приводит к необходимости анализа: видов познавательных стилей; требований к организации стилевого поведения детей в условиях школьного обучения. Рассмотрим иерархию познавательных стилей и соответственно уровней стилевого поведения.
Стили кодирования информации — субъективные средства, с помощью которых в умственном опыте человека воспроизводится окружающий мир. Основные способы кодирования информации были описаны в работах Дж. Брунера, который указывал на существование трех способов субъективного представления информации: в виде предметных действий, наглядных образов и языковых знаков (Брунер, 1971; 1977). Аналогичное предположение о том, что работу мысли обеспечивают три «языка» переработки информации — знаково-словесный, образно-пространственный и тактильно-кинестетический — неоднократно высказывал Л.М.Веккер (Веккер, 1976). Необходимость использования в обучении аудиальных, визуальных, кинестетических форм сенсорного опыта учащихся с учетом его (опыта) эмоциональной составляющей отмечали представители нейролингвистического программирования (Гриндер, 1994).
В информационном обмене человека с окружающей средой участвуют четыре основные формы опыта в виде: - знаков (словесно-речевой способ кодирования информации); - образов (визуально-пространственный способ кодирования информации);
- предметных действий (предметно-практический способ кодирования информации);
- чувственно-эмоциональных впечатлений (чувственно-эмоциональный способ кодирования информации, Холодная, 2002/б).
Стили переработки информации (для их описания в научной психологической литературе используется термин «когнитивные стили», которые описываются как биполярные свойства) — индивидуально-своеобразные способы восприятия, анализа, структурирования и категоризации окружения. К числу когнитивных стилей относятся проявления: полезависимости — поленезависимости, импульсивности — рефлективности, аналитичности — синтетичности, ригидности — гибкости познавательного контроля, конкретности — абстрактности концептуализации (там же).
Стили постановки и решения проблем — индивидуально-своеобразные способы выявления и формулирования задач (проблем), а также их решения. Разные люди в одном проблемном поле видят разные проблемы, определяют их в разных терминах и содержательном контексте, используют иные методы решений (Богоявленская, 1983; Кулюткин, 1976; Григоренко, Стернберг, 1996; 1997). К числу стилей постановки и решения проблем можно отнести пять стилей:
- адаптивный (поиск решения поставленной кем-либо проблемы с использованием ранее освоенных способов деятельности; предпочтение алгоритмических приемов интеллектуальной работы либо метода проб и ошибок);
- эвристический (достижение заданной цели на основе изобретения, создания новых, более эффективных способов решения уже существующей проблемы);
- исследовательский (самостоятельное определение целей с ориентацией на сбор информации по широкому спектру проблемного поля и опора на различные, в том числе альтернативные, варианты);
- инновационный (способность к выдвижению объективно новых идей и оснований для принятия решений, созданию новых продуктов — интеллектуальных, коммуникационных, организационных);
- смыслопорождающий (ориентация на работу со смыслами по отношению к отдельным понятиям, традиционным подходам и с последующим радикальным изменением уровня и типа понимания соответствующей проблемной области — Холодная, 2002/б).
Эпистемологические стили — индивидуально своеобразные формы познавательного отношения к окружающему миру и самому себе (Nosal, 1990; Royce, 1974). Выделяют пять основных: рациональный (поиск сходства, обобщений и закономерностей), эмпирический (наблюдение и анализ впечатлений), конструктивно-технический (эксперимент и моделирование), рефлексивно-метафорический (опора на интуицию, изучение оснований происходящего), хаотический (реализация сверхзначимой субъективной цели-идеала, проявление дезорганизации интеллектуальной деятельности в связи с чрезмерно узкой и интенсивной концентрацией внимания).
Персональный познавательный стиль складывается по мере освоения ребенком разных видов познавательных стилей. Этот процесс оказывает влияние одновременно на две линии его интеллектуального развития. С одной стороны, повышается эффективность интеллектуальной деятельности, поскольку по мере формирования механизмов стилевого поведения происходит интеграция различных форм ментального опыта, расширяется арсенал способов познания, появляется возможность варьирования собственной познавательной позиции в зависимости от особенностей проблемной ситуации. С другой стороны, вырабатывается глубоко индивидуализированные механизмы познавательной активности (в том числе по отношению к определенной предметной области) за счет оптимального баланса «сильных» и «слабых» качеств ума, более полного проявления специфических особенностей собственного ментального опыта, учета индивидуальных познавательных склонностей.
Формирование у каждого ученика персонального познавательного стиля создает предпосылки для трансформации усваиваемых знаний в «личностное знание» (М.Полани), которое является основой интеллектуального творчества. Что касается организации стилевого поведения учащихся в обучении, то формирование персонального познавательного стиля предполагает: - создание условий для актуализации наличных познавательных стилей;
- обогащение стилевых характеристик интеллектуального поведения: освоение полного репертуара познавательных стилей на всех уровнях стилевого поведения; мобильность стилевого поведения (возможности перехода с одного стиля на другой в зависимости от потребностей и требований проблемной ситуации); взаимодействие разных познавательных стилей.
Вывод может показаться неожиданным: формирование персонального познавательного стиля в обучении фактически означает ликвидацию индивидуальных познавательных стилей как таковых. Тезис этот парадоксален только на первый взгляд, ибо смысл заключается в том, что в обучении должен быть выработан механизм интеграции различных типов стилевого поведения. Поэтому педагогическая установка, согласно которой «индивидуализировать обучение» — значит адаптировать его по отношению к наличному познавательному стилю ребенка с соответствующей «подстройкой» под этот стиль содержания и методов образования, не является корректной. Правильнее говорить о формировании у каждого ребенка персонального познавательного стиля на основе актуализации и обогащения системы механизмов стилевого поведения с учетом специфики ментального опыта, о формировании полистилевого интеллектуального поведения.
Существуют разные пути, с помощью которых в условиях школьного обучения можно выстроить индивидуальную образовательную «траекторию», нацеленную на формирование у каждого ученика персонального познавательного стиля. Это можно сделать средствами организации разнообразной учебной деятельности детей, формирования отношений сотрудничества между учителем и учащимися. Перспективна возможность индивидуализации интеллектуального развития учащихся средствами организации учебного содержания. Решение этой задачи предполагает наличие школьных учебников принципиально нового типа, позволяющих каждому ребенку выбрать свою особую линию обучения при работе с соответствующими учебными текстами и создающих предпосылки для постепенного выстраивания персональных познавательных стилей учащихся. Разработка подобного рода учебных пособий была осуществлена на основе «обогащающей модели» обучения математике учащихся 5–9-х классов в рамках проекта «Математика. Психология. Интеллект (МПИ)» (см.: Гельфман, Холодная, Демидова, 1993; Холодная, 2002/а).
М.А. Холодная
Литература: Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1983.
Гельфман Э.Г., Холодная М.А., Демидова Л.Н. Психологическая основа конструирования учебной информации (проблема интеллектоемких технологий преподавания) // Психологический журнал. 1993, т. 14, № 6. С. 35–45.
Григоренко Е.Л., Стернберг Р.Дж. Стили мышления в школе // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. 1996, № 3. С. 34–42; 1997, № 4. 1997. С. 33–42.
Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-ое изд., перераб и дополн. — СПб.: Питер, 2002 (а).
Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. — М.: ПЕР СЭ, 2002 (б).

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
217.37 кб

Стиль учения как проявление персонального познавательного стиля ученика

Богданова Е. А.
Статья посвящена проблемам стилевых характеристик интеллекта. Автор рассматривает особенности формирования персонального познавательного стиля ученика в процессе изучения математики.