ПЕРИОД

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПЕРИОД
(гр. periodos – обход, круговращение, определенный круг времени) – 1) Промежуток времени, охватывающий какой-либо законченный процесс. 2) Этап общественного развития, общественного движения.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

ПЕРИОД
(от греч. περιοδεύω — ‘разбирать, осматривать’) — стилистическая фигура синтаксического параллелизма, представляющая собой семантико-структурное единство, образованное простым или сложным предложением, а также сложным синтаксическим целым, которые разделяются на две интонационно противопоставленные части: протазис (повышение, восходящее движение тона), построенный обычно из нескольких параллельных синтаксических конструкций, и аподозис (понижение, нисходящее движение тона), — отделяемые друг от друга длительной (явно выраженной) паузой. Со стороны содержания П. характеризуется смысловой законченностью. Графически П. часто совпадает с Абзацем (см.), но может быть и не тождественен ему. Напр.:
Когда в стране действует частная спецслужба, подконтрольная конкретно взятому олигарху...
Когда спецслужба эта оснащена не хуже государственной...
Когда эту спецслужбу боятся трогать компетентные органы...
Когда изъятые милицией шпионские материалы ложатся не на стол следователю, а передаются генералами МВД главе «ЛогоВАЗа» Дубову, человеку, который никакого отношения к «Атоллу» не имеет, но зато служит Березовскому...
О каком спокойствии и гражданском мире может идти речь (МК. 31.08.1999).
Наиболее распространённой в лингвистической литературе является следующая классификация П.: временной П. (в протазисе которого указывается время действий, событий, явлений, составляющих предмет речи в аподозисе), причинно-следственный П. (части которого связаны причинно-следственными отношениями), определительный П. (в протазисе которого определяется лицо, явление, представляющее предмет речи в аподозисе), предикативный П. (когда в протазисе содержится подлежащее, а в аподозисе — сказуемое), соединительный П. (в аподозисе которого имеется дополнение, добавление к сказанному в протазисе), сопоставительный П. (части которого находятся в сопоставительных отношениях), сравнительный П. (содержащий сравнение), условный П. (в протазисе которого указывается на условия, при которых происходит то, что описано в аподозисе), уступительный П. (в протазисе П. данного типа описываются обстоятельства, препятствующие совершению того, о чём говорится в аподозисе).
Так, следующий пример показывает уступительный П., т.к. в протазисе указанного П. описываются обстоятельства, недостаточные для того, чтобы изменить описываемое в аподозисе: Но ни в том, ни в другом случае, как бы мы ни изменяли нашу точку зрения, как бы ни уясняли себе ту связь, в которой находится человек с внешним миром, или как бы ни удлиняли или укорачивали период времени, как бы понятны или непостижимы ни были для нас причины — мы никогда не можем себе представить ни полной свободы, ни полной необходимости (Л. Толстой).
Периодические построения располагают широкими стилистическими возможностями. Часто П. в художественных и публицистических текстах создают торжественность, взволнованность, приподнятость, т.е. приобретают патетическое звучание.
В последнее время П. в его классическом виде — сравнительно малочастотное явление, чаще он употребляется в трансформированном виде: включает в себя зачин, в котором задаётся тема, далее следуют протазис и аподозис, как в классическом П. Напр.: О трудоспособности Ильи Глазунова ходят легенды. Мало ему писать свои знаменитые «Мистерии», писать портреты королей, принцев и премьеров. Мало ему практически в одиночку воссоздать Академию живописи, ваяния и зодчества. Мало устраивать выставки свои и своих студентов, вывозить студентов в Италию. Мало — бороться с авангардистами всего мира, собирать русские иконы, быть одним из инициаторов восстановления Храма Христа Спасителя... Илья Глазунов — самый известный художник России, и от этого факта никуда не денешься (Завтра. 1997. № 28).
Лит.: Акишина А.А. Периодическая форма речи в современном русском языке: АКД. Львов, 1958; Байкова Л.И. Период — синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка: ДД. Краснодар, 2000; Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966; КРРЭСС. М., 2003; Пекарская И.В. Контаминация в контексте проблемы системности стилистических ресурсов русского языка. Абакан, 2000; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976; Сат К.А. Синтаксическая категория периода в истории филологической науки // ФН. 2010. № 2; Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 1997; Тумина Л.Е. Сложное синтаксическое целое // Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. М., 1998; ОРСРП. Ростов н/Д., 1999; Шевякова В.Е. Сверхфразовое единство // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
А.А. Кузнецова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
296.40 кб

Анализ НИОКР в СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта в период 2001-2006 гг.

Малинина С. В., Маркова Т. И., Рыжкова И. П., Улицкая Т. И.
Читать PDF
345.11 кб

Педагогические условия здоровьесбережения старшеклассников в период подготовки и сдачи егэ

Серёгина Евгения Анатольевна, Кувшинова Ирина Александровна
Статья посвящена педагогической проблеме здоровьесбережения учащихся в период государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ и подготовки к ней.
Читать PDF
270.44 кб

Проблемы выпускника педвуза в период профессиональной адаптации

Регуш Людмила Александровна
Читать PDF
194.68 кб

Из истории образования на Кубани (дореформенный период)

Шкилева О. В.
Читать PDF
181.11 кб

Анализ рынка образовательных услуг России в период трансформации экономики

Гриненко С. В.
Читать PDF
177.31 кб

Вузы национальных автономий Поволжья в послевоенный период с 1946г.-1950г.

Корнилова И. М.
Читать PDF
240.20 кб

Анализ затруднений студентов ПГПУ в период прохождения педпрактики

Сергеева Наталья Андреевна
Читать PDF
264.73 кб

Пути реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года

Горбунова Е. В., Федотов Василий Артемьевич
Читать PDF
1.13 мб

Формирование профессионально-педагогической компетентности студентов педвуза в период производственн

Чешуина Т. Г.
Basic kinds of students' competence in the period of pedagogical practice are considered to this article. Criteria of effectiveness of students' professional -pedagogical practice are defined here.
Читать PDF
322.17 кб

МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ВВС В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННЫХ

Михайлов Иван Борисович
Проведено теоретическое осмысление путей модернизации подготовки офицеров ВВС и процесса формирования новой системы военного образования в 1997-2001 гг.
Читать PDF
111.24 кб

Реорганизация школ города Стерлитамака в период с 1955 по 1964 год

Патраева М. Н.
Данная статья рассматривает вопросы реорганизации системы школьного образования города Стерлитамака в период с 1955 по 1964 годы.
Читать PDF
283.66 кб

Становление системы музыкального воспитания в общеобразовательных школах Китая: период Китайской Рес

Ян Бохуа Ян Бохуа
В статье характеризуется один из основных периодов в истории школьного музыкального воспитания, рассмотрено то новое, что появилось в обозначенный период, дана оценка роли новаций в дальнейшем развитии школьного музыкального воспи
Читать PDF
0.00 байт

Концепция информатизации Самарского государственного университета на период 20052010 гг

Яровой Геннадий Петрович, Гарькин Виталий Петрович, Родичев Юрий Андреевич
Читать PDF
244.91 кб

Стратегия развития образования в период его модернизации

Загвязинский Владимир Ильич
Читать PDF
202.45 кб

Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов в предэкзаменационный период

Москова М. В.
В последние 15 лет интенсивно проводятся исследования, посвященные таким личностным факторам эмоциональной дезадаптации, как перфекционизм и враяодебность.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Академический период

    Период теоретического обучения выбираемый высшим учебным заведением в одной из трех форм: семестр продолжительностью 15 недель, триместр продолжительностью 10 недель, квартал продолжительностью 8
  • Дограмматический период

    период усвоения речи, который характеризуется отсутствием грамматических структур в речи. Фраза в этот период состоит из одного или нескольких аморфных слов.
  • Период возможного изменения учебного плана занятий

    Время, в течение которого учащийся может заявить администрации образовательного учреждения о своем желании добавить или исключить из собственного расписания курсы, которые он собирается изучат
  • Период повышения преподавательской квалификации

    Прохождение преподавателем в обязательном порядке повышения своей квалификации на протяжении одного академического периода в ведущих высших учебных заведениях мира не реже, чем один раз в пять
  • Латентный период

    время от начала действия раздражителя на организм, орган, ткань до появления ответной реакции.
  • ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ, пубертатный период

    от лат. pubertas - возмужалость, половая зрелость)— период жизни человека, включающий начало активации нейро-эндокринных механизмов, ответственных за половое развитие, созревание всех звеньев регуля
  • ПЕРИОД ПОЛОВОГО СОЗРЕВАНИЯ

    один из возрастных периодов в онтогенезе человека. Характеризуется появлением вторичных половых признаков и окончательным формированием половых органов и желез. См. также Подростковый возраст
  • ПЕРИОД ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    Завершенная последовательность организационных этапов (от первичной диагностики и целеполагания до анализа и оценки результатов); временная протяженность полного цикла организации воспитатель
  • Сензитивный период

    отлат. sensus - чувство, ощущение) - характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожност
  • ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

    Это период организации воспитательного процесса, посвященный какой-либо общей теме, событию в жизни данного коллектива, школы, страны, мира. Выбор темы определяется сложившимися или складывающим
  • УЧЕБНЫЙ ПЕРИОД

    промежуток учебного времени, в течение которого достигаются определенные цели обучения, воспитания и развития обучаемых [17; 95].
  • КОМПЛЕКС МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 Г

    план действия Минобразования России на 2002—004 гг. по реализации Концепции. Включает разработку мер по обеспечению гарантий доступности качественного образования, формирования эффективных эконом
  • КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА (2002 г.)

    политический и общенациональный документ, направленный на обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным п
  • КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

    период резких изменений и перехода к следующему стабильному периоду; в психологии личности – «опасность и возможность» (по К. Г. Юнгу).
  • Латентный латентный период

    [ ‹ лат. latens (latentis) – скрытый, невидимый] – 1) скрытый, внешне не проявляющийся; 2) физиол. скрытый период физиологической реакции.
  • ПЕРИОД ПОЛУРАСПАДА КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

    продолжительность времени, когда устаревает 50 % янний, полученных специалистом после окончания вуза. Для инженеров этот период составляет в среднем 5— лет, для медиков и биологов 3— года.
  • ПЕРИОД СТАРЕНИЯ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    время, в течение которого половина всей опубликованной в текущем году литературы перестанет использоваться. На основании анализа этого процесса можно делать прогнозы относительно использования
  • Пубертатный период

    [лат. pubertas – половая зрелость] – период полового созревания, в течение которого организм достигает биологической зрелости (способности производить потомство). У человека возрастные рамки половог
  • СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ

    период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
  • Стабильный период

    период, характеризующийся постепенным формированием личности путем накопления малозаметных изменений, которые в соответствии с законом перехода количественных изменений в качественные проявл