Педагогическое сознание

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

СОЗНАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
совокупность знаний и ценностных установок учителя, определяющая характер всей его пед. деятельности и отношения к профессии и детям. Складывается из личностной и профессиональной Я-концепции, 5-концеп-ции (концепции Воспитанника: педагог его понимает, воспринимает, принимает и оценивает) и Д-концепции (концепции Деятельности: как учитель понимает и учитывает природу и специфику своей пед. деятельности).

Источник: Педагогический словарь

Педагогическое сознание
разновидность общественного, в том числе и национального сознания, формирующегося в условиях профессиональной деятельности педагога и отражающего ее специфику. Педагогическое сознание основывается на многовековом педагогическом опыте прошлых поколений, опыте семейного воспитания, личном опыте педагога в сфере воспитательных отношений. Оно вбирает в себя знания по теории образования, педагогике, методике обучения, образовательным технологиям. Педагогическое сознание выражается в привычках, установках, ценностях, оценках, стиле общения, отношениях, одежде, речи педагога не только проявляемых в педагогической среде, но и вне ее – дома, на улице, на отдыхе. Благодаря педагогическому сознанию, влияющему на внешность и поведение педагога, он всегда узнаваем, отличим от людей других профессий. На формирование педагогического сознания влияют самые различные условия: экономические, политические, национальной культуры и народной педагогики, географические и др. По сути своей педагогическое сознание – сознание сословное, объединяющее педагогов в сообщество профессионалов, понимающих друг друга с полуслова, помогающих друг другу.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Сознание педагогическое
способность к восприятию, пониманию и осмыслению образовательного процесса и себя в этом процессе, к определению совокупности условий, которые обеспечивают процессы обучения и воспитания на уровне, отвечающем социальным потребностям, к направлению действий для создания таких условий. Обыденное С. п. базируется на основе представлений, знаний, установок и стереотипов, свойственных повседневному опыту людей. В основе научного С. п. — представления, знания, установки, базирующиеся на изучении свойств, законов, закономерностей возникновения и развития явлений в образовании (С.А.Днепров). С. п. — парадигма, под углом зрения которой человек воспринимает, осмысливает полученную извне педагогическую информацию и осуществляет, подчас непроизвольно, деятельность теоретического или практического характера. С. п. определяет характер деятельности педагога, его отношение к профессии и воспитанникам, направленность педагогического мышления и оценок педагогических явлений. Если С. п. расходится с уровнем развития современной науки, культуры, с тенденциями передовой педагогики, с потребностями времени, это отрицательно сказывается на качестве образовательного процесса.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
64.91 кб

Идеи космизма в педагогическом сознании

Амонашвили Шалва Александрович
Идеи Живой Этики в педагогике.
Читать PDF
72.92 кб

Идеи космизма в педагогическом сознании

Амонашвили Ш. А.
Задачи образования и воспитания с позиции синтеза материального и духовного взгляда на окружающий мир. Необходимость обновления педагогического сознания в свете идей Живой Этики.
Читать PDF
192.15 кб

Традиция как форма педагогического сознания

Боровых Виктор Павлович
Описываются инновации в российской педагогике второй половины XIXначала XX в. по вопросам развития системы трудового воспитания.
Читать PDF
226.42 кб

Педагогическое сознание в аспекте современности

Шурухина Татьяна Николаевна
Статья посвящена проблеме роли и места воспитания в современном обществе. Автор актуализирует основные вопросы педагогического сознания в аспекте истории и современности.
Читать PDF
531.76 кб

Восприятие традиции в коллективном педагогическом сознании

Савин Михаил Викторович
В статье определяются сущностные характеристики категорий «педагогическое сознание» и «педагогическая традиция», а также доказывается их взаимообусловленность.
Читать PDF
337.95 кб

Мифологическое сознание в свете педагогической антропологии

Воронцов В. А.
В статье рассматриваются роль тактильных ощущений в качестве исходной действительности, с которой знакомится человек на заре своей истории.
Читать PDF
246.45 кб

Кризис педагогического сознания и феномен «Нового историзма»

Бермус Александр Григорьевич
Статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (Грант № 05-06-06036а «Гуманитарная методология модернизации российского образования»)
Читать PDF
74.64 кб

Развитие толерантного сознания: культурно-педагогический аспект

Абдуразакова Диана Мусаевна
Читать PDF
195.21 кб

О значении сознания для здоровья человека: педагогический аспект

Орехова Татьяна Фёдоровна, Доцоев Леонид Яковлевич, Кружилина Тамара Васильевна
В статье представлен авторский взгляд на роль сознания в здоровье человека, раскрывается понимание здоровья человека как феномена культуры его личности и те базовые установки сознания, формирование которых в процессе образования р
Читать PDF
153.33 кб

Педагогическое управление клиповым сознанием современной молодежи

Тетерский Сергей Владимирович
Впервые клиповое сознание рассматривается как последствие неумения человека управлять своими идентичностями самопрезентациями, самооценкой и оценкой других.
Читать PDF
84.98 кб

Педагогические основы актуализации толерантного сознания учащихся

С. В. Данилова
Читать PDF
195.01 кб

Педагогическое сопровождение развития толерантного сознания студента

Абдуразакова Диана Мусаевна
В статье раскрываются основные аспекты педагогического сопровождения развития толерантного сознания молодежи.
Читать PDF
358.03 кб

Педагогические стереотипы как форма коллективного сознания в обучении

Чаплыгина Ю. С.
Все мы живем во власти стереотипов. Система стереотипов это реальность, которую мы сначала придумываем, потом получаем. Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум.
Читать PDF
2.48 мб

Оценка уровня экологичности педагогического сознания будущих учителей

Пазухина Светлана Вячеславовна
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования, целью которого являлось изучение экологичности сознания будущих педагогов.
Читать PDF
511.97 кб

Мифологичность педагогического сознания как проблема реформы образования

Медведев Александр Михайлович
В статье рассматривается одна из проблем перехода современного образования к новой для педагогического сознания системно-деятельностной, компетентностной парадигме.