Педагогическое сознание
СОЗНАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
совокупность знаний и ценностных установок учителя, определяющая характер всей его пед. деятельности и отношения к профессии и детям. Складывается из личностной и профессиональной Я-концепции, 5-концеп-ции (концепции Воспитанника: педагог его понимает, воспринимает, принимает и оценивает) и Д-концепции (концепции Деятельности: как учитель понимает и учитывает природу и специфику своей пед. деятельности).
Источник: Педагогический словарь
Педагогическое сознание
разновидность общественного, в том числе и национального сознания, формирующегося в условиях профессиональной деятельности педагога и отражающего ее специфику. Педагогическое сознание основывается на многовековом педагогическом опыте прошлых поколений, опыте семейного воспитания, личном опыте педагога в сфере воспитательных отношений. Оно вбирает в себя знания по теории образования, педагогике, методике обучения, образовательным технологиям. Педагогическое сознание выражается в привычках, установках, ценностях, оценках, стиле общения, отношениях, одежде, речи педагога не только проявляемых в педагогической среде, но и вне ее – дома, на улице, на отдыхе. Благодаря педагогическому сознанию, влияющему на внешность и поведение педагога, он всегда узнаваем, отличим от людей других профессий. На формирование педагогического сознания влияют самые различные условия: экономические, политические, национальной культуры и народной педагогики, географические и др. По сути своей педагогическое сознание – сознание сословное, объединяющее педагогов в сообщество профессионалов, понимающих друг друга с полуслова, помогающих друг другу.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Сознание педагогическое
способность к восприятию, пониманию и осмыслению образовательного процесса и себя в этом процессе, к определению совокупности условий, которые обеспечивают процессы обучения и воспитания на уровне, отвечающем социальным потребностям, к направлению действий для создания таких условий. Обыденное С. п. базируется на основе представлений, знаний, установок и стереотипов, свойственных повседневному опыту людей. В основе научного С. п. — представления, знания, установки, базирующиеся на изучении свойств, законов, закономерностей возникновения и развития явлений в образовании (С.А.Днепров). С. п. — парадигма, под углом зрения которой человек воспринимает, осмысливает полученную извне педагогическую информацию и осуществляет, подчас непроизвольно, деятельность теоретического или практического характера. С. п. определяет характер деятельности педагога, его отношение к профессии и воспитанникам, направленность педагогического мышления и оценок педагогических явлений. Если С. п. расходится с уровнем развития современной науки, культуры, с тенденциями передовой педагогики, с потребностями времени, это отрицательно сказывается на качестве образовательного процесса.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.