ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Найдено 1 определение
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
Понятие дискурса трактуется как иерархизированное речевое общение, сопровождающее процесс социально-значимого взаимодействия людей, рассматриваемое с позиций их принадлежности к той или иной социальной группе или применительно к ой или иной типичной речеповеденческой ситуации. Дискурс – это одновременно и процесс языковой деятельности, и ее результат. Педагогический дискурс – это объективно существующая динамическая система, функционирующая в образовательной среде вуза, включающая участников дискурса, педагогические цели, ценности и содержательную составляющую образования, отражающая стилистическую специфику педагогического взаимодействия субъектов и обеспечивающая формирование ключевых компетентностей участников образовательного процесса (социокультурной, коммуникативной, когнитивной, межкультурной, информационной).
- Педагогический дискурс следует рассматривать одновременно как педагогическую технологию и как технологию обучения. Как педагогическая технология, дискурс отображает тактику реализации образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе при наличии определенных условий. Педагогический дискурс должен аккумулировать и воплощать общие признаки и закономерности учебного предмета. Он отображает модель учебно-воспитательного и управленческого процессов в учебном заведении, объединяет в себе их содержание, формы и средства, а также может охватывать и специализированные технологии, которые применяются в других отраслях науки и практики – электронные, новые информационные, промышленные, валеологические и т.п. Как технология обучения (воспитания, управления учебным процессом), педагогический дискурс должен моделировать путь усвоения конкретного учебного материала (понятия) в рамках соответствующего учебного предмета, темы, вопроса. По многим параметрам он приближен к отдельной методике. Педагогическому дискурсу присущи все признаки системы: логика процесса, взаимосвязь частей, структурная и содержательная целостность, социои природосообразность, интенсивность всех составляющих процесса обучения.
- Особенностью педагогического дискурса является то, что его можно отнести к продуктивной инновационной деятельности, так как среди его обязательных компонентов особую роль играет творчество. Специфика педагогического творчества заключается в том, что его объектом и результатом является созидание личности, а не образа, как в искусстве, или механизма, как в технике. Педагогический процесс – это совместное творчество (сотворчество) педагога и воспитанника в ситуации педагогического взаимодействия, в процессе которого происходит педагогическое преобразование человека.
- Педагогический дискурс охватывает внешние (цели, средства, объект влияния, субъект деятельности, результат) и внутренние (мотивация, содержание, операции) компоненты. Он выполняет гностическую (познавательную), проектную (перспективное планирование задач и способов их решения), конструктивную (сотрудничество педагога и воспитанника), коммуникативную (взаимодействие педагога с учениками и коллегами), организаторскую (поэтапность деятельности) функции. К свойствам современного педагогического дискурса относят: динамичность, социальность, интегративность, персонализация, диалогичность, контекстуальность, целостность, когерентность, ситуативная обусловленность, интенциальность, ценностная ориентированность, недискретность. Построение педагогического дискурса – это сознательно организуемый и управляемый процесс. Участие студентов в построении педагогического дискурса поможет им в будущем самостоятельно выстраивать модель любого социального взаимодействия в соответствии с нормами культуросообразной деятельности (Андрущенко В. Світанок Європи: Проблема формування нового вчителя для обєднаної Європи ХХІ століття / Віктор Андрущенко. – К.: Знання України, 2012. – 1099 с.; Ежова Т. В. К проблеме изучения педагогического дискурса / Т. В. Ежова // Вестник ОГУ. – 2006. – № 2. – Том 1. – С 52–56). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.