ОТКРЫТЫЙ ЭКЗАМЕН

Найдено 1 определение
ОТКРЫТЫЙ ЭКЗАМЕН
аттестационная процедура, позволяющая использовать любые учебно-справочные материалы, включая прямую подсказку коллеги и учителя. Вот как описывает профессор Кари Уусикяла открытый экзамен, введенный в финских школах вплоть до девятого класса: «…на экзамен можно приносить любые справочники или воспользоваться Интернетом… Важно, умеешь ли ты пользоваться справочником или Интернетом (из статьи «Школа уверенности», газета «Первое сентября», № 1, 2003). Эта наиболее открытая модальность всякой аттестации, прежде всего «выпускной», как самой целеполагающей в учебном процессе, принципиально меняет концепцию организации школьного образования, переводя его в функциональный план. Делая ненужной всякую зубрежку текстов, новая целевая установка ведет к развитию функциональной грамоты, необходимой во всех областях знания.
Инновационная организация открытого экзамена аналогична открытым студиям, в работе которых удалось преобразовать пороки традиционной школы. Снимая привычный и узаконенный традициями запрет использовать на экзамене любые другие источники информации, кроме памяти, открытый экзамен изменяет:
а) контрольный псевдовопрос — на более этичную просьбу показать экзаменатору, как и где, по мнению ученика, можно отыскать ответ на поставленную в экзаменационном вопросе проблему;
б) схоластичную оценку «правильно-неправильно» — на более содержательное заключение по поводу интерпретации найденных учеником данных по заданному вопросу;
в) стремление ученика «вспомнить» что-то по предложенной проблеме — на творческий поиск и усилия что-то самому сообразить по поводу того, что ему удалось найти в литературе по этому вопросу;
г) «судейский» статус экзаменатора — в положение аналитика, оценивающего вместе с учеником результаты учебного процесса.
Многолетний опыт открытого экзамена показал, что открытый опрос и экзамен помогают учителю превратить в ходе урока любой класс в активную команду со своими экспертами. Открытое взаимодействие позволяет каждому из них отыскать для себя свое особое (но нужное другим) место в общем деле проработки материала по предмету. Это ведет к тому, что в каждом классе рамки программы по-своему расширяются согласно интересам разных учеников, исчезает пресловутая проблема перегрузок — без всяких болезненных манипуляций с программами и стандартами.
М.А.Балабан

Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005