НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Неуспеваемость
это ситуация, в которой результаты обучения не соответствуют дидактическим и воспитательным нормам образовательного учреждения.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ
высокая степень отставания школьников в учении, при которой ученик за отведенное время не овладевает знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебными программами, на удовлетворительном уровне.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ
негативное явление педагогической действительности, проявляющееся в наличии обучающихся в общеобразовательном учреждении, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по двум или более предметам.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ
отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Основными причинами выступают: разного рода недостатки в развитии познавательной и мотивационной сфер ребенка, в обучении; совокупность причин.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Неуспеваемость
более низкий по сравнению с предусмотренным учебной программой уровень усвоения учащимися содержания образования. Неуспеваемость нельзя отождествлять с неудовлетворительными оценками. Неуспеваемость представляет собой явление более широкого плана, связанное с существенными недостатками общей культуры и воспитанности личности. Устранение неуспеваемости осуществляется двумя путями: путём предупреждения и путём преодоления.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ
более низкий по сравнению с предусмотренным учебной программой уровень усвоения учащимися содержания образования. Н. нельзя отождествлять с неудовлетворительными оценками. Н. представляет собой явление более широкого плана, связанное с существенными недостатками общей культуры и воспитанности личности. Устранение Н. осуществляется двумя путями: путем предупреждения и путем преодоления Н. С понятием "Н." тесно связано понятие "отставание", которым обозначается отдельный элемент Н. (например, пробел в знаниях). Для определения признаков отставания служат различные приемы опроса, наблюдения за работой и эмоциональными реакциями учащихся на уроках и др. Преодолеть отставание помогают индивидуальные консультации учителя, дополнительные занятия в группах, привлечение к занятиям с отстающими успешно обучающихся одноклассников и др. Важно выявить причины отставания, которые могут быть обусловлены недостатками дифференциации обучения, слабым учетом возможностей и интересов учащихся, физическим состоянием ученика и т.п. В работе учителя условия, вызывающие отставание, могут быть связаны с неэффективной методикой преподавания, однообразием методов и организационных форм обучения. Для преодоления Н. применяется также условный перевод в следующий класс учащихся, имеющих неудовлетворительные годовые оценки по 2-3 учебным предметам. Эта мера рассчитана на повышение ответственности самих учащихся и их родителей за результаты обучения. См. также Классы выравнивания

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ
более низкий по сравнению с предусмотренным уч программой уровень усвоения учащимися содержания образования H служит препятствием для дальнейшего обучения, ведет к второгодничеству.
В связи с тем, что в содержание образования входят не только знания, умения и навыки (уровень усвоения к-рых относительно точно может быть оценен по балльной шкале), но также опыт творческой деятельности и сформированность отношений личности, не поддающиеся формальной оценке, H. нельзя отождествлять с неудовлетворит. оценками H представляет собой явление более широкого плана, связанное с существенными недостатками общей культуры и воспитанности учащихся.
H обусловлена трудностями создания в школе условий для индивидуализации обучения Н — одна из острейших проблем совр. школы.
Устранение H. осуществляется двумя путями — путем предупреждения и путем преодоления H. С понятием «Н.» тесно связано понятие «отставание», к-рым обозначается отд. элемент Н., возникающий в ходе обучения (напр., пробел в знаниях, слабое овладение действием). Не устраненное своевременное отставание перерастает в Н.
Предупреждению Н. могут способствовать меры на уровне общей организации системы образования, конструирования уч. плана и отбора содержания уч. предметов, деятельности пед.коллектива школы и каждого учителя. Решению этой задачи соответствуют такие шк система, уч план и содержание образования, к-рые реализуют принципы индивидуализации и дифференциации обучения, учитывают возможности и запросы учащихся.
Можно выделить нек-рые общие признаки отставания (они сгруппированы в дидактике по типам уч предметов) Для подобной диагностики служат разл. приемы опроса, наблюдения за работой и эмоциональными реакциями учащихся на уроках и др. При обнаружении отставания учитель может помочь учащемуся индивидуальными консультациями, доп занятиями в группах, привлечением к занятиям с отстающими успешно обучающихся одноклассников и др. Наряду с оказанием оперативной помощи, учителю предстоит проанализировать обстоятельства, вызвавшие отставание, что особенно важно тогда, когда случаи отставания повторяются Причины его у отд. ученика обычно связаны с физич. состоянием, общим развитием, условиями жизни Но отставание может появиться и в результате невнимания к трудностям учащегося со стороны педагога. Отставания мн. учащихся обусловлены недостатком дифференциации обучения, слабого учета возможностей и интересов учащихся, несоответствием объема и сложности содержания программ отводимому на его усвоение времени. В работе учителя условия, вызывающие отставание, связаны с неэффективной методикой преподавания, однообразием применяемых организац. форм обучения, невниманием к развитию творческих сил и познават. интересов школьников, а также недостаточной компетентностью, негативными качествами личности педагога.
Преодоление Н. осуществляется на основе изучения учащихся, анализа их деятельности и разработки типологии неуспевающих школьников. Осн. место в пед. лит-ре, посвященной преодолению Н., занимает анализ и классификация ее причин. Для преодоления Н. применяются индивидуальные задания, разделение уч. задач на отд. этапы (шаги), особые условия опроса, доп. занятия. Используется также условный перевод в след, класс учащихся, имеющих неудовлетво-рит. годовые оценки по 2—3 уч. предметам. Эта мера рассчитана на то, чтобы повысить ответственность самих учащихся и их родителей за результаты обучения. Условный перевод позволяет сократить число второгодников. Как показывает мировая практика, повторный курс не приносит пользы ученику, снижает общий уровень образованности молодежи и наносит вред нравств. воспитанию.
Лит.: Гельмонт А. М., О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления, М., 1954; Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам, М., 1958; Психол. проблемы неуспеваемости школьников, под ред. Н. А. Менчинской, М., 1971; Б а б а и с к и и Ю. К., Оптимизация процесса обучения. (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников). Ростов н/Д., 1972; его же, Оптимизация уч.-воспитат. процесса (Метод. основы), М., 1982; Цетлин В. С., Неуспеваемость школьников и ее предупреждение, М., 1977; его же, Предупреждение неуспеваемости учащихся, М., 1989; Кулисевич М., Основы общей дидактики, пер. с польск., М., 1986, гл. 11; Школа и психич. здоровье уч-ся,«под ред. С. М. Гром-баха, М., 1988; В ur t С., The causes and treat-ment of backwardness, L., 1953; F a n 11 n i M., Weinstein G., The disadvantaged; chal-lengetoeducation, N. Y.,[1968j; Le G all A., Les insucces scolaires. Diagnostic et redressement, Р.; Education in depressed areas, ed. by A. H. Passow, N. Y., 1966; Deprivation and dis-advantage; nature and manifestations, ed. by A. H. Passow, Hamb., 1970. В. С. Цетлин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
555.06 кб

Неуспеваемость в вузе с точки зрения выпускников-дипломантов

Артищева Елена Константиновна, Брызгалова Светлана Ивановна
Рассматриваются подходы к изучению неуспеваемости в вузе как дидактического явления.
Читать PDF
187.13 кб

Неуспеваемость школьников как проблема педагогической науки и образования

Меретукова Зара Кадыровна, Полушина Наталья Анатольевна
В статье обосновывается актуальность проблемы неуспеваемости школьников; выявлены существующие в психолого-педагогической литературе причины и признаки неуспеваемости; проанализированы определения понятия «неуспеваемость»; предлож
Читать PDF
112.21 кб

Причины неуспеваемости младших школьников и некоторые пути их коррекции

Гайнанова А. С.
В статье рассматриваются проблемы формирования и развития речи и навыков устного счета младших школьников как одни из главных причин их неуспеваемости.
Читать PDF
115.49 кб

Плохое здоровье как одна из причин неуспеваемости младших школьников

Гайнанова А. С.
В статье рассматривается проблема здоровья младших школьников в современных сельских общеобразовательных учреждениях, как одна из причин неуспеваемости.
Читать PDF
294.63 кб

Комплексное изучение типичных причин неуспеваемости младших подростков

Столповская Ольга Николаевна
Представлены локальные результаты экспериментального исследования причин неуспеваемости младших подростков в ходе специально организованной совместной деятельности учителей и школьных психологов.
Читать PDF
569.31 кб

Теоретико - методические особенности преодоления неуспеваемости младших школьников

Читать PDF
192.74 кб

Причины академической неуспеваемости учащихся-билингвов в американской школе

Хакимуллина Наиля Ильдусовна
В статье анализируются причины возникновения академической неуспеваемости двуязычных учащихся в процессе обучения по двуязычным программам на основе анализа американской педагогической литературы и практических реализаций билингва
Читать PDF
127.29 кб

Причины неуспеваемости современных школьников

Тончева Анна Валерьевна
Проанализировано влияние активной компьютеризации современного общества и некоторых других причин на успешность обучения школьников.
Читать PDF
276.73 кб

Дидактические причины неуспеваемости учащихся

Федорова Т. Т.
Важными средствами предупреждения неуспеваемости учащихся являются педагогическая профилактика, педагогическая диагностика, педагогическая терапия, воспитательное воздействие; взаимосвязь познавательной, практической, игровой деят
Читать PDF
84.24 кб

Нейропсихологический подход к диагностике причин школьной неуспеваемости

Соболева А.Е.
В статье раскрывается возможность коррекции учебной деятельности младших школьников игровыми средствами. Данные получены в результате эксперимента, проведенного на базе НИЦ детской нейропсихологии Москвы.
Читать PDF
709.29 кб

Проблемы учебной неуспеваемости школьников

Вавилов Юрий Павлович
В статье рассматривается проблема учебной неуспеваемости с позиции системного подхода.
Читать PDF
364.76 кб

Отношение студентов к учебе: основные причины успеваемости и неуспеваемости

Шульга Е.В., Шульга В.И.
Статья содержит результаты исследования, проведенного среди студентов и посвященного сбору и анализу данных об основных причинах успеваемости и неуспеваемости студентов.
Читать PDF
262.56 кб

Психологические подходы к коррекции школьной неуспеваемости учеников 1-4 классов

Шишкова С.Ю.
Рассматриваются новые коррекционно-развивающие направления работы с детьми начальной школы. Особое внимание уделяется развитию и коррекции поведения и речи детей с использованием законов физиологии и нейропсихологии.
Читать PDF
864.25 кб

Причины неуспеваемости младших школьников

Подгорнова Светлана Юрьевна
То, что с детьми теперь работать труднее, чем 10 15 лет назад, не нуждается в доказательствах. Кроме того, в последнее время отмечается значительный рост числа учащихся школ, отстающих в учебе.

Похожие термины:

  • НЕУСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ

    систематическое отставание учащихся по уровню усвоения содержания образования по сравнению с предусмотренной учебной программой и образовательными стандартами требованиями, в результате кото
  • ШКОЛЬНАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

    специфические трудности в усвоении отдельных школьных предметов, возникающие у ребенка на разных этапах обучения в школе. * Типичные причины школьной неуспеваемости – таковых на практике достат