НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

Найдено 1 определение
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР
модель сетевого взаимодействия в рамках социального партнерства, объединяющая научные, образовательные, социальные, культурные учреждения, промышленные предприятия, элементы инновационной инфраструктуры. Участие в сетевом взаимодействии предполагает ряд договоренностей, которые предусматривают осуществление совместных действий, совместное использование ресурсов и компетенций множества самостоятельных институциональных участников для совместного достижения целей каждого из участников. Такая модель призвана объединить в заданную систему координат участников по отраслевому признаку на добровольных началах, поддерживая заинтересованность каждого в каждом в результате объединения всех типов кластерных ресурсов – кадровых, информационных, материально-технических, учебно-методических, социальных и т.п. Совместное использование этих ресурсов всеми участниками кластера позволяет оптимизировать образовательный процесс и повысить качество предоставляемых образовательных услуг. При этом усиливается и качественно меняется роль работодателя. Возникает потребность в «базовом предприятии» как в равноправном, социально ответственном партнере, который принимает непосредственное участие в образовательном процессе, совместно формируя вариативную часть профессиональной образовательной программы, определяя требуемые профессиональные компетенции. Кроме того, на базовые предприятия возлагается ответственность по оснащению материально-технической базы образовательных организаций и предоставлению базы практики. Наиболее удобной формой сетевого взаимодействия представляется организация специализированных кафедр на базовых предприятиях. Схема сетевого взаимодействия организаций высшего и среднего профессионального образования для реализации совместных образовательных программ должна формироваться с учетом предпочтений всех заинтересованных сторон, и в первую очередь – студентов и работодателей. Одним из требований, предъявляемых к системе сетевого взаимодействия вуза и техникума, является обеспечение академической мобильности студентов за счет согласования структуры и содержания образовательных программ. Также необходимо ориентироваться на потребности региональных отраслевых производственно-технологических кластеров, испытывающих дефицит квалифицированных кадров. На основе сетевого взаимодействия можно выполнять инновационные проекты в сфере образования на высоком уровне координации целей и интеграции всех видов ресурсов, достигаемом посредством формирования внутреннего информационного пространства сети и приводящего в результате к созданию коллективных объектов интеллектуальной собственности в сфере образования и увеличению внешнего эффекта (Овсиенко Л. В. Сетевое взаимодействие в рамках социального партнерства, реализуемое научно-образовательным кластером / Л. В. Овсиенко, И. В.Зимина, Н. Н. Клинцова, Ф. Мюллер // Высшее образование в России. – 2013. – № 12. – С. 55–59; Чучалин А. И. Сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования при реализации программ прикладного бакалавриата / А. И. Чучалин, Т. С. Петровская, О. С. Чернова // Высшее образование в России. – 2013. – № 11. – С. 3–10; Дорожкин Е. М. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия / Е. М. Дорожкин, Н. Н. Давыдова // Высшее образование в России. – 2013. – № 11. – С. 1117). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
270.44 кб

Формирование научно-образовательных кластеров в нефтегазовой отрасли

Горохова Ирина Владимировна, Деменко Ольга Геннадьевна, Лопатин Евгений Юрьевич
Тенденцией последних лет стало создание научно-образовательных кластеров в различных отраслях экономики и образования.
Читать PDF
1.47 мб

СТРОИТЕЛЬНЫЙ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР: ОПЫТ, ОСОБЕННОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВА

Сафин Раис Семигуллович, Корчагин Евгений Александрович, Вильданов Ильфак Элфикович, Абитов Рунар Назилович, Гареев Булат Маратович
Актуальность темы обусловлена необходимостью повышения качества подготовки выпускников образовательных организаций в условиях ухудшающейся экономической ситуации и сокращения финансирования социальных программ.
Читать PDF
14.43 мб

Научно-образовательный кластер - современная форма профессионального образования

Глухов Владимир Викторович, Зегжда Петр Дмитриевич, Маховенко Елена Борисовна
На примере высшего профессионального образования в области информационной безопасности рассмотрена новая форма организации подготовки специалистов научно-образовательный кластер, позволяющая организовать обратную связь вуза с орга
Читать PDF
1.26 мб

Подготовка субъектов научно-образовательного кластера к профориентационной работе

Трегубова Татьяна Моисеевна, Шибанкова Люция Ахметовна
В статье ставится задача рассмотрения такого важного направления деятельности образовательных организаций как проведение профориентационной работы, направленной на подготовку учащейся молодежи к осознанному выбору профессии в усло
Читать PDF
9.70 мб

Научно-педагогический кластер как основа формирования инклюзивной образовательной среды

Муллер Ольга Юрьевна
Цель статьи представить модель образовательного кластера инклюзивной образовательной среды.
Читать PDF
1.46 мб

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИКИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ

Трегубова Т.М., Шибанкова Л.А., Тигина Ю.О.
В статье актуализируется значимость проблемы совершенствования практики проведения профессиональной ориентации современными вузами в процессе социально-профессионального самоопределения личности, которая рассматривается как услови
Читать PDF
393.59 кб

Научно-образовательный кластер как механизм сетевого взаимодействия образовательных учреждений

Листвин Александр Анатольевич
В статье рассматриваются проблемы формирования региональной системы непрерывного профессионального образования в свете последних правительственных законодательных и программных документов и механизмы консолидации образовательных р
Читать PDF
1.14 мб

Кластерный принцип повышения результативности научно-образовательной и медицинской деятельности

Артамонова Г. В., Данильченко Я. В., Костомарова Т. С., Черкасс Н. В., Барбараш Л. С.
Представлена краткая характеристика целей и задач кластеров и их роль в развитии инновационной деятельности в здравоохранении.
Читать PDF
224.17 кб

Интеграция как основа уровневого профессионального образования в научно-образовательном кластере

Корчагин Евгений Александрович, Сафин Раис Семигуллогвич
Рассматривается региональный аспект интеграции уровней профессионального образования в научно-образовательном кластере, определяются принципы многоуровневого профессионального образования, раскрываются взаимодействующие факторы ин
Читать PDF
276.46 кб

Создание научно-педагогической школы «Образовательный кластер формирования культуры безопасности»

Ширшов Владимир Дмитриевич, Репин Юрий Викторович
Производится анализ организации научной школы на факультете «Безопасности жизнедеятельности», обосновывается актуальность направлений исследований, выделяются количественные и качественные показатели работы научной школы, определя
Читать PDF
1.16 мб

формирование научно-образовательного туристского кластера на базе музеев Санкт-Петербургского горног

Г. А. Карпова, В. А. Ткачев, Г. Хайде, И. В. Таловина
Университетские музеи представляют собой группу специализированных учебных музеев различного профиля, которые создаются для повышения эффективности учебного процесса, являются базой для научных исследований преподавателей и учащих
Читать PDF
1.00 мб

Анализ научно-исследовательского и образовательного потенциала кластера фармацевтической и медицинск

Тимофеева Светлана Валерьевна
В статье приводятся данные оценки научно-исследовательского и образовательного потенциала кластера фармацевтической и медицинской промышленности Санкт-Петербурга в области разработки инновационных лекарственных средств с целью обе
Читать PDF
692.22 кб

Особенности управления ресурсным потенциалом научно-образовательного кластера в условиях рыночной эк

Тихомирова Н. В., Феклистов И. Ф.
В статье рассматриваются особенности управления ресурсным потенциалом научно-образовательного кластера на основе интеграционных процессов охватывающих образовательные учреждения различного уровня (колледжи, институты, структуры по
Читать PDF
325.17 кб

Профессиональная социализация молодежи в рамках научно-образовательного энергетического кластера Рес

Габдуллина Эльвира Натфулловна
Анализируются процесс профессиональной социализации в условиях научно-образовательного энергетического кластера Республики Татарстан, а также объективные и субъективные факторы, влияющие на результативность этого процесса.
Читать PDF
217.78 кб

Сетевое взаимодействие в рамках социального партнерства, реализуемого научно-образовательным кластер

Овсиенко Любовь Васильевна, Зимина Ирина Владимировна, Клинцова Наталья Николаевна, Мюллер Франк
Сетевое взаимодействие между различными образовательными организациями, предприятиями и бизнес-партнерами становится сегодня одним из главных направлений развития системы инженерного образования.