НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

Найдено 1 определение
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР
модель сетевого взаимодействия в рамках социального партнерства, объединяющая научные, образовательные, социальные, культурные учреждения, промышленные предприятия, элементы инновационной инфраструктуры. Участие в сетевом взаимодействии предполагает ряд договоренностей, которые предусматривают осуществление совместных действий, совместное использование ресурсов и компетенций множества самостоятельных институциональных участников для совместного достижения целей каждого из участников. Такая модель призвана объединить в заданную систему координат участников по отраслевому признаку на добровольных началах, поддерживая заинтересованность каждого в каждом в результате объединения всех типов кластерных ресурсов – кадровых, информационных, материально-технических, учебно-методических, социальных и т.п. Совместное использование этих ресурсов всеми участниками кластера позволяет оптимизировать образовательный процесс и повысить качество предоставляемых образовательных услуг. При этом усиливается и качественно меняется роль работодателя. Возникает потребность в «базовом предприятии» как в равноправном, социально ответственном партнере, который принимает непосредственное участие в образовательном процессе, совместно формируя вариативную часть профессиональной образовательной программы, определяя требуемые профессиональные компетенции. Кроме того, на базовые предприятия возлагается ответственность по оснащению материально-технической базы образовательных организаций и предоставлению базы практики. Наиболее удобной формой сетевого взаимодействия представляется организация специализированных кафедр на базовых предприятиях. Схема сетевого взаимодействия организаций высшего и среднего профессионального образования для реализации совместных образовательных программ должна формироваться с учетом предпочтений всех заинтересованных сторон, и в первую очередь – студентов и работодателей. Одним из требований, предъявляемых к системе сетевого взаимодействия вуза и техникума, является обеспечение академической мобильности студентов за счет согласования структуры и содержания образовательных программ. Также необходимо ориентироваться на потребности региональных отраслевых производственно-технологических кластеров, испытывающих дефицит квалифицированных кадров. На основе сетевого взаимодействия можно выполнять инновационные проекты в сфере образования на высоком уровне координации целей и интеграции всех видов ресурсов, достигаемом посредством формирования внутреннего информационного пространства сети и приводящего в результате к созданию коллективных объектов интеллектуальной собственности в сфере образования и увеличению внешнего эффекта (Овсиенко Л. В. Сетевое взаимодействие в рамках социального партнерства, реализуемое научно-образовательным кластером / Л. В. Овсиенко, И. В.Зимина, Н. Н. Клинцова, Ф. Мюллер // Высшее образование в России. – 2013. – № 12. – С. 55–59; Чучалин А. И. Сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования при реализации программ прикладного бакалавриата / А. И. Чучалин, Т. С. Петровская, О. С. Чернова // Высшее образование в России. – 2013. – № 11. – С. 3–10; Дорожкин Е. М. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия / Е. М. Дорожкин, Н. Н. Давыдова // Высшее образование в России. – 2013. – № 11. – С. 1117). Е. Ю. Усик

Источник: Глоссарий современного образования.