НАРОДНЫЙ ДОМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НАРОДНЫЙ ДОМ
просветительское учреждение клубного типа, созданное с целью общего образования взрослых и внешкольного воспитания детей. Первый Н.д. организован в Великобритании (1887). В конце 19 - начале 20 вв. Н.д. создавались в Бельгии, Германии, США, Франции. В России первый Н.д. осн. в конце 80-х гг. 19 в. в С.-Петербурге Невским обществом при фарфоровом заводе. Российские Н.д. создавались как частные или общественные организации, а также учреждались органами государственного самоуправления. По содержанию деятельности к Н.д. были близки общественные пункты при кооперативах. В составе Н.д. работали бесплатная библиотека-читальня; вечерние классы с обучением грамоте, основам математики и литературы; группы профессиональной подготовки, раздельные для мужчин и женщин. Культурно-просветительская деятельность Н.д. охватывала направления: музыкальное, изобразительное, музейно-экскурсионное и др. В некоторых Н.д. имелись отделения по работе с детьми; создавались ремесленные училища для подростков. Н.д. в России существовали до начала 20-х гг. и затем были преобразованы в клубы.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НАРОДНЫЙ ДОМ
просветит. учреждение клубного типа, созданное с целью общего образования взрослых и внешкольного воспитания детей. Первый Н. д. организован в Великобритании (1887) по идее англ. писателя В Безанта, изобразившего в своем романе «Люди всякого рода и состояния» (1882) подобное учреждение. В кон. 80-х гг. 19 в. был открыт Н. д. под назв. «Университетское поселение» в Лондоне, где студенты вели просветит. деятельность среди рабочих. В кон. 19 — нач. 20 вв. Н. д. возникли в Бельгии (Брюссель), Германии (Гамбург, Берлин — «Академия Гумбольдта»), Нидерландах (Амстердам), США (Нью-Йорк — «Институт Купера» и «Институт Ч. Протта»), Франции (Париж — «Народный дворец»).
В России первый Н. д. осн. в кон. 80-х гг. в Петербурге Невским об-вом при фарфоровом заводе. Уставом рос. Н. д. полит. деятельность в них запрещалась. Рос. Н. д. создавались как частные или обществ. (попечительства о нар. трезвости) орг-ции, а также учреждались органами гор. самоуправления. Земства иногда создавали Н. д. совм. с гос. орг-циями. По содержанию деятельности к Н. д. были близки обществ. пункты при кооперативах. При пунктах действовали разл. курсы, справочные бюро и др.
В составе Н. д. работали бесплатная б-ка-читальня, вечерние классы с обучением грамоте, основам математики и лит-ры, группы проф. подготовки, раздельные для мужчин и для женщин. Полный общеобразоват. курс, как правило, оканчивали 30—50% учащихся. Культ, — просвет. деятельность Н. д. охватывала направления: музыкальное (лекции, концерты, обучение игре на нар. инструментах), изобразительное (знакомство с живописью с помощью выставок, репродукций проекц. фонаря, иногда орг-ция спец. курсов по творчеству художников), музейно-экскурсионное и др. В нек-рых Н. д. имелись спец. отделения по работе с детьми. Воспитат. работа велась в яслях, на игровых площадках, в дет. клубных кружках. При Н. д. создавались ремесл. уч-ща для подростков, столовые. Организовывались дет. праздники.
К 1913 имелось св. 300 Н. д., в т. ч. 124 - попечительств о нар. трезвости, 44 — местного самоуправления, 28 — при кооперативах. наиб. популярностью пользовались Н. д.: в Петербурге — Лиговский имени имп. Александра III (известен также как Н. д. графини С. В. Паниной), имени имп. Николая II (Петерб. попечительства о нар. трезвости), Дет. Н. д. имени Л. Н. Толстого, Царскосельский (уездного попечительства о нар. трезвости); в Москве — Введенский (Городской думы); в Харькове — об-ва распространения грамотности; в Тифлисе - городской имени К. Я. Зубалова.
Н. д. в России существовали до нач. 20-х гг. и затем были преобразованы в клубы. Эмигранты рус. зарубежья создали орг-ции подобного типа в Чехии (Прага), Франции (Париж), Китае (Харбин), США (при Толстовском фонде).
Лит: Нар. дома за границей, Н. Новгород, 1903, Нар. дома как культ.-просвет. центры, [Хар.], 1918; Русские в Праге. 1918—1928, Прага, 1928. М. Е. Голостенов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
3.87 мб

От Народного дома к рабочему клубу, Дворцу культуры и театру массового действа: тенденции эволюции м

Воробьев Алексей Юрьевич
Within the bounds of the present article the problem of multifunctional space evolution is considered in the light of the development of urban culture in Russia in the first third of XX century.