Понятие мониторинга в данном контексте означает планомерное диагностическое отслеживание профессионально-образовательного процесса. Главным моментом здесь является диагностика динамики профессионального развития обучаемых и внесение корректив в процесс профессионального образования. Все многообразие применяемых способов, технологий осуществления мониторинга можно свести к следующим группам:
1. Наблюдение за изменениями профессионального развития под влиянием образовательного процесса – осуществляется в целях определения причинно-следственных связей происходящих явлений.
2. Метод тестовых ситуаций – заключается в том, что педагог создает специальные условия, в которых каждый из структурных компонентов учебно-профессиональной деятельности проявляется наиболее отчетливо.
3. Экспликация как развертывание содержания учебно-профессиональной деятельности – позволяет не только диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого, но также оперативно вносить коррективы в процесс образования.
4. Опросный метод – обеспечивает получение информации о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные, специально подобранные вопросы. Опросники помогают определить уровень выраженности или сформулированности основных компонентов учебно-профессиональной деятельности.
5. Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности – по заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, графические материалы, технические изделия, творческие работы обучаемых.
6. Тестирование – осуществляется сбор данных об уровне развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Выделяются три формы мониторинга: это, прежде всего, стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости, проводимая психологической службой. Далее для осуществления мониторинга профессионального развития в течение всего времени обучения в учебном заведении применяется экспресс-диагностика социально и профессионально важных характеристик обучаемых. Данные экспресс-диагностики становятся ориентировочной основой для построения программ педагогических наблюдений, анализа продуктов деятельности, проектирования учебных задач и ситуаций. Финишная диагностика профессиональной подготовленности выпускников помимо определения уровня сформированности социально-профессиональных знаний, умений и навыков включает диагностику степени развития качеств, необходимых будущему специалисту.
МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005