(от англ. leader – ведущий) – авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть ведущую роль в социальных процессах; член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для деятельности группы ситуациях.
Термин «лидер», как свидетельствует Оксфордский словарь, появился примерно в 1300 г. Однако другие специалисты, в частности Ральф Стогдилл, считают, что вряд ли это случилось ранее 1800 г. Одно из первых определений лидерства дал Ч. Кули (1902).
Лидер – это фокус групповых процессов. В 1906 г. Мэмфорд и в 1911 г. Блэкмар предложили иную модель: лидерство – это централизация усилий в одной личности как выражение власти всех. В 1924 г. Ч. Барнард сказал, что лидер фокусирует внимание и реализует энергию вглубь группы в заданном направлении. С тех пор число определений постоянно росло. Сегодня лидером именуют члена группы, за которым она признает право принимать решения в важных ситуациях. Он играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулирует межличностные отношения. На противоположном полюсе межличностных отношений находится аутсайдер – член группы с наименьшим авторитетом, не признаваемый другими. Если лидер бывает, как правило, один, то аутсайдеров в малой группе может быть несколько.
Л.к. может быть руководителем коллектива, а может им не быть. Выделяют ряд различий между Л.к. и руководителем (по Б.Л. Парыгину): руководитель обычно назначается официально, а лидер выдвигается стихийно; руководителю предоставляются законом определенные права и вменяются обязанности, которых лидер может и не иметь; руководитель обладает определенной системой официально установленных санкций, используя которые может воздействовать на подчиненных, лидеру эти санкции не даны, он воздействует силой своего влияния, авторитета, умения убеждать; руководитель представляет свой коллектив во внешней организации, решает вопросы функционирования коллектива вовне, Л.к. в своей активности ограничен в основном внутриколлективными отношениями или связями с неофициальными (неформальными) группами. Вместе с тем есть общие черты между руководством и лидерством, не случайно дифференциация стилей руководства происходит от трех стилей лидерства: авторитарный, демократический, либеральный (классическая теория стилей лидерства создана в 30-е гг.Куртом Левином).Авторитарный – система жестких приемов управления (воздействия), пресечение инициативы подчиненных, единоличное принятие решений и детализированный контроль за их исполнением.
Демократический (интегративный) – поощрение инициативы подчиненных, совместное обсуждение проблем, коллегиальное принятие решений, общий контроль за выполнением, мягкие приемы управления.
Попустительский (анархический) – отказ от управления и вмешательства в действия подчиненных, полная передача им инициативы и ответственности.
Иногда эти стили называют иначе: директивный, коллегиальный и либеральный. Преувеличение роли авторитарных методов управления порождает два явления – бюрократизм и авторитаризм (авторитарность).
Авторитарный стиль необходим при выполнении простых работ, где возможности работника выразить себя невелики, в то же время работа должна быть выполнена обязательно. Демократический стиль используется там, где возникают очень сложные задачи, требующие максимального использования потенциала работников. Многие считают его единственно правильным.
Лидер в коллективе может быть не один: профессиональный Л.к.; ситуативный, оказавшийся ведущим при выполнении конкретного задания; Л.к., влиятельный в сфере эмоциональных отношений в группе и т.д. Если руководитель и лидер в коллективе совпадают или у руководителя и Л.к. устойчивый контакт, это способствует эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни коллектива. При несовпадении позиций руководителя и неформального лидера группы это может быть источником конфликтных ситуаций и при недостаточном уровне сплочения коллектива отрицательно влиять на его жизнедеятельность.
Проблема соотношения официального и неформального Л.к. имеет существенное значение в процессе формирования ученического коллектива профессионального учебного заведения. Для его правильной жизнедеятельности и сплочения существенное значение имеет совпадение лидеров формальных (т.е. выборных: староста, бригадир, профорг и др.) и неформальных, так как это обеспечит авторитет и влияние лидеров формальных, которые составляют актив группы и являются опорой мастера, воспитателя, классного руководителя.
Изучение личностных особенностей членов ученического коллектива, выявление характера предпочтений и неформальных групп с помощью социометрии, референтометрии, наблюдения за деятельностью учащихся – производственной, учебной, досуговой, позволяет определить неформальных лидеров в различных сферах: одни оказываются авторитетными в производственной деятельности и могут из неформального лидера в данной сфере стать формальными, будучи назначены бригадирами; другие становятся неформальными лидерами в спортивной, досуговой деятельности – именно их целесообразно избрать в актив как культоргов и спортивных организаторов.
Внимание руководителя коллектива к неформальным лидерам в процессе формирования коллектива связано также с предотвращением влияния на членов группы так называемых негативных лидеров, чьи ценностные ориентации, нравственные установки, манера поведения расходятся с целью деятельности, моральными принципами и установками коллектива в целом. Вредное влияние лидеров негативно проявляется в инициировании конфликтов и нарушений общественного порядка и технологической дисциплины, в привлечении на свою сторону слабовольных членов группы или отличающихся девиантным поведением.
Компенсаторным механизмом, позволяющим предотвратить пагубное влияние лидеров негативных, является формирование общественного мнения группы, перегруппировка внутриколлективных взаимоотношений с учетом позитивного влияния формальных и неформальных лидеров положительной ориентации.
Лит.: Петровский А.В. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства // Вопросы психологии. 1980. № 2; Кравченко А.И. Социология: Словарь.– М., 1997.И.И. Зарецкая