ЛИДЕР КОЛЛЕКТИВА

Найдено 1 определение
ЛИДЕР КОЛЛЕКТИВА
(от англ. leader – ведущий) – авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть ведущую роль в социальных процессах; член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для деятельности группы ситуациях.
Термин «лидер», как свидетельствует Оксфордский словарь, появился примерно в 1300 г. Однако другие специалисты, в частности Ральф Стогдилл, считают, что вряд ли это случилось ранее 1800 г. Одно из первых определений лидерства дал Ч. Кули (1902).
Лидер – это фокус групповых процессов. В 1906 г. Мэмфорд и в 1911 г. Блэкмар предложили иную модель: лидерство – это централизация усилий в одной личности как выражение власти всех. В 1924 г. Ч. Барнард сказал, что лидер фокусирует внимание и реализует энергию вглубь группы в заданном направлении. С тех пор число определений постоянно росло. Сегодня лидером именуют члена группы, за которым она признает право принимать решения в важных ситуациях. Он играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулирует межличностные отношения. На противоположном полюсе межличностных отношений находится аутсайдер – член группы с наименьшим авторитетом, не признаваемый другими. Если лидер бывает, как правило, один, то аутсайдеров в малой группе может быть несколько.
Л.к. может быть руководителем коллектива, а может им не быть. Выделяют ряд различий между Л.к. и руководителем (по Б.Л. Парыгину): руководитель обычно назначается официально, а лидер выдвигается стихийно; руководителю предоставляются законом определенные права и вменяются обязанности, которых лидер может и не иметь; руководитель обладает определенной системой официально установленных санкций, используя которые может воздействовать на подчиненных, лидеру эти санкции не даны, он воздействует силой своего влияния, авторитета, умения убеждать; руководитель представляет свой коллектив во внешней организации, решает вопросы функционирования коллектива вовне, Л.к. в своей активности ограничен в основном внутриколлективными отношениями или связями с неофициальными (неформальными) группами. Вместе с тем есть общие черты между руководством и лидерством, не случайно дифференциация стилей руководства происходит от трех стилей лидерства: авторитарный, демократический, либеральный (классическая теория стилей лидерства создана в 30-е гг.Куртом Левином).Авторитарный – система жестких приемов управления (воздействия), пресечение инициативы подчиненных, единоличное принятие решений и детализированный контроль за их исполнением.
Демократический (интегративный) – поощрение инициативы подчиненных, совместное обсуждение проблем, коллегиальное принятие решений, общий контроль за выполнением, мягкие приемы управления.
Попустительский (анархический) – отказ от управления и вмешательства в действия подчиненных, полная передача им инициативы и ответственности.
Иногда эти стили называют иначе: директивный, коллегиальный и либеральный. Преувеличение роли авторитарных методов управления порождает два явления – бюрократизм и авторитаризм (авторитарность).
Авторитарный стиль необходим при выполнении простых работ, где возможности работника выразить себя невелики, в то же время работа должна быть выполнена обязательно. Демократический стиль используется там, где возникают очень сложные задачи, требующие максимального использования потенциала работников. Многие считают его единственно правильным.
Лидер в коллективе может быть не один: профессиональный Л.к.; ситуативный, оказавшийся ведущим при выполнении конкретного задания; Л.к., влиятельный в сфере эмоциональных отношений в группе и т.д. Если руководитель и лидер в коллективе совпадают или у руководителя и Л.к. устойчивый контакт, это способствует эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни коллектива. При несовпадении позиций руководителя и неформального лидера группы это может быть источником конфликтных ситуаций и при недостаточном уровне сплочения коллектива отрицательно влиять на его жизнедеятельность.
Проблема соотношения официального и неформального Л.к. имеет существенное значение в процессе формирования ученического коллектива профессионального учебного заведения. Для его правильной жизнедеятельности и сплочения существенное значение имеет совпадение лидеров формальных (т.е. выборных: староста, бригадир, профорг и др.) и неформальных, так как это обеспечит авторитет и влияние лидеров формальных, которые составляют актив группы и являются опорой мастера, воспитателя, классного руководителя.
Изучение личностных особенностей членов ученического коллектива, выявление характера предпочтений и неформальных групп с помощью социометрии, референтометрии, наблюдения за деятельностью учащихся – производственной, учебной, досуговой, позволяет определить неформальных лидеров в различных сферах: одни оказываются авторитетными в производственной деятельности и могут из неформального лидера в данной сфере стать формальными, будучи назначены бригадирами; другие становятся неформальными лидерами в спортивной, досуговой деятельности – именно их целесообразно избрать в актив как культоргов и спортивных организаторов.
Внимание руководителя коллектива к неформальным лидерам в процессе формирования коллектива связано также с предотвращением влияния на членов группы так называемых негативных лидеров, чьи ценностные ориентации, нравственные установки, манера поведения расходятся с целью деятельности, моральными принципами и установками коллектива в целом. Вредное влияние лидеров негативно проявляется в инициировании конфликтов и нарушений общественного порядка и технологической дисциплины, в привлечении на свою сторону слабовольных членов группы или отличающихся девиантным поведением.
Компенсаторным механизмом, позволяющим предотвратить пагубное влияние лидеров негативных, является формирование общественного мнения группы, перегруппировка внутриколлективных взаимоотношений с учетом позитивного влияния формальных и неформальных лидеров положительной ориентации.
Лит.: Петровский А.В. Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства // Вопросы психологии. 1980. № 2; Кравченко А.И. Социология: Словарь.– М., 1997.И.И. Зарецкая

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.



Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
209.85 кб

Проблемы становления лидера трудового коллектива

Большаков Денис Юрьевич, Ерошин Сергей Евгеньевич, Новиков Ян Валентинович
Проанализированы положительные и отрицательные характеристики эмоционального интеллекта, присущие лидерам производственных и научных коллективов, занимающих руководящие посты.
Читать PDF
704.13 кб

Модель развития лидерства в коллективе старшеклассников

Дубро Юрий Станиславович
В статье рассматриваются вопросы моделирования развития лидерства в коллективе старшеклассников.
Читать PDF
181.14 кб

К проблеме формирования лидерского статуса в воинском коллективе

Дубенский И.Б., Машин В.Н.
Читать PDF
70.44 кб

Лидер библиотечного коллектива: социально-психологические аспекты

Цукерман Юлия Александровна
В статье рассматривают качества, способности и умения, каким должен обладать лидер библиотечного коллектива.The article considers the quality, skills and abilities, which should have a leader of library staff.
Читать PDF
184.74 кб

Лидерство как одна из важнейших черт личности и ее проявление в студенческом коллективе

Усова С. И.
The article considers modern tendencies of leadership in academic groups in connection with the widening of students problem field and change of values among youth, education differentiation, and change of Russian mentality from c
Читать PDF
257.40 кб

Специфика лидерства в управлении музыкальным коллективом: суггЕстивноволевое воздействие

Буянова Наталия Борисовна
Рассматриваются специфические функции руководителя художественно-творческого коллектива, существенно отличающиеся от обязанностей руководителя в любой другой отрасли.
Читать PDF
284.64 кб

Определение лидера в профессиональном коллективе в процессе взаимоотношений в спортивной команде

Тимушкин А.В., Кузьмин А.М.
В статье показаны возможность и необходимость определения лидера в коллективе или группе, организованной для решения профессиональных задач.
Читать PDF
202.35 кб

Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива в процессе обучения и воспитания кадет (с

Ермолов Евгений Михайлович
В статье рассмотрены сущность, содержание, условия и пути становления качеств лидера воинского коллектива у кадет и суворовцев.