ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
один из видов самостоятельной практической работы учащихся в средней общеобразовательной, специальной и высшей школе. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков самостоятельного экспериментирования. Включают подготовку необходимых для опыта (эксперимента) приборов, оборудования, реактивов и др., составление плана опыта, его проведение и описание. Широко применяются в процессе преподавания естественнонаучных и технических дисциплин. На лабораторных занятиях учащиеся не только овладевают знаниями, но и приобретают умения и навыки, необходимые им в последующей познавательной и трудовой деятельности и служащие основой конструкторской, рационализаторской и опытнической работы. Лабораторные занятия способствуют формированию у учащихся убеждения в познаваемости природы, в причинно-следственном характере связей явлений и процессов. Для каждой учебной дисциплины устанавливается наиболее рациональное соотношение между теоретическим курсом и лабораторными занятиями. В вузах и техникумах Российской Федерации на лабораторные занятия, как правило, отводится 10–30% всего учебного времени, предусмотренного для изучения данной учебной дисциплины; по отдельным предметам (химия, физика, биология и др.) – до 60–70%. Лабораторные занятия, как правило, завершаются сдачей зачета по всему циклу лабораторных работ. При фронтальных лабораторных занятиях все учащиеся производят одновременно одну и ту же работу. Задания выполняются в процессе изучения соответствующей темы и составляют с ней одно целое. В зависимости от выбранной методики изучения учебного материала фронтальные лабораторные занятия могут предшествовать его изложению, проводиться в процессе его изложения или завершать изучение вопроса. В школе они занимают часть урока (10–20 мин) или весь урок, в среднем специальном учебном заведении и вузе – отдельное занятие. При фронтальной лабораторной работе проводится устный (реже письменный) инструктаж. План проведения лабораторной работы составляется учащимися под руководством преподавателя. Определяются цель работы, порядок ее выполнения, необходимое оборудование. Большой педагогический эффект достигается при проведении лабораторных работ исследовательского характера, когда задача ставится в проблемном плане: учащийся выдвигает гипотезу и ищет ее подтверждения, используя предоставленные ему технические средства и материалы. Качество выполнения лабораторных работ оценивается на основе наблюдения учителя за работой ученика и проверки его отчета. Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных учебных кабинетах.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005