КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ

Найдено 1 определение
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ
В автоматизированной обучающей системе (АОС) выделяются следующие элементы контроля:
1) усвоение определенного минимума основного материала; 2) способность учащихся самостоятельно мыслить; 3) умение перевести вопрос на формальный язык, выразить его в специальных терминах и символах; умение правильно записать ответ и ввести его в систему.
В АОС применяются два вида контроля – текущий и итоговый. Текущий контроль проходит в три этапа: контроль фрагмента, контрольная работа по параграфу, контрольная работа по главе (применительно к основному учебнику). Итоговый контрольосуществляется путем проведения контрольной работы по всему курсу. Основу текущего контроля составляет контроль усвоения материала по фрагментам. Он осуществляется путем вопросов и ответов.
По типу все вопросы разделяются на четыре группы: 1. Вопросы на простое воспроизведение терминов. 2. Вопросы-задания. 3. Задания-упражнения. 4. Задания на обобщение приобретенных знаний. Вопросы строятся так, чтобы они выполняли не только контрольную, но и информационную (обучающую) функцию.
Ответы на вопросы могут быть следующих типов: ответ типа «да–нет», «правильно– неправильно»; выборочный ответ из списка ответов; конструирующий ответ (термин, количественная характеристика, предложение с жесткой схемой); подстановка пропущенного термина или выражения.
Анализ ответов проводится одном из следующих способов: 1) сравнение с эталоном; 2) поиск в ответе ключевого слова; 3) поиск в ответе слов в определенной последовательности их вхождения в ответ; 4) анализ последовательности ответов учащегося и общий вывод об их правильности; 5) ввод ответа из предложенных за определенное время.
Такая система контроля позволяет сделать вывод об уровне знаний учащегося по совокупности его ответов.
Каждый параграф курса, содержащий более трех фрагментов, заканчивается контрольной работой. Результаты выполненной контрольной работы позволяют сделать следующие выводы: 1. Достаточен ли уровень подготовки учащегося, достигнуты ли поставленные цели обучения. 2. Какие проблемы имеют место в подготовке учащегося. 3. Что следует предпринять в дальнейшем.
Решение перечисленных проблем осуществляется следующим образом. Каждый вопрос контрольной работы (или группа вопросов) связан с определенным фрагментом. Ответы на вопросы анализируются дифференцированно, учащемуся сообщается суммарная оценка и даются рекомендации по продолжению обучения. Ему также указывают, какой материал он усвоил неудовлетворительно. По своему усмотрению учащийся может повторить соответствующие фрагменты либо сразу, либо в дальнейшем. Если по контрольной работе оценка неудовлетворительная, то обучение не может быть продолжено без повторения неусвоенных фрагментов курса и выполнения повторной контрольной работы.
Аналогично проводятся контрольные работы по итогам изучения глав и курса в целом.
В автоматизированной обучающей системе оценка знаний и умений учащихся производится по пятибалльной системе, или полученные различные суммы баллов приводятся к этой шкале.
Лит.: Апатова Н.Н. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994; Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. – М., 1994; Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. – М., 1986.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.