КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
звено, структурный элемент учебного процесса. К.к.т.о. бывает двух видов. Первый – заключение о результатах, итогах подготовленности учащихся на определенных этапах обучения: учебное полугодие, учебный год, полный курс обучения – периодический и итоговый контроль. Такой контроль осуществляется путем проведения зачетов и экзаменов по предметам, а также выпускных квалификационных экзаменов.
Второй вид контроля – текущий контроль непосредственно в процессе обучения. Основная задача текущего контроля – получение оперативных данных об успешности процесса обучения, осуществление обратной связи в системе преподаватель–учащийся.
Для текущего контроля характерны два основных способа. Первый – текущее наблюдение за учебной деятельностью учащихся; второй – проверка (устная, письменная, практическая) знаний и умений учащихся.
Оба эти способа тесно взаимосвязаны, подкрепляют друг друга, содействуют успешному осуществлению процесса обучения. В ходе текущих наблюдений за учащимися преподаватель постепенно накапливает о каждом из них данные, характеризующие как его достижения, так и недостатки и упущения, что впоследствии учитывается при определении оценки успеваемости.
Наиболее распространенным методом текущей проверки знаний учащихся является устная проверка (или опрос). Различают индивидуальный и фронтальный опрос. Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные ответы учащихся в форме связного изложения вопроса, относящегося к изучаемой теме. При организации такой проверки знаний учащихся центр тяжести в овладении учебным материалом переносится в основном на домашнюю работу, что приводит к определенной перегрузке учащихся; такая проверка связана с большой затратой времени на уроке, снижается познавательная активность большинства учащихся группы. Вместе с тем ценность устного опроса в том, что он является важным средством развития речи, памяти и мышления учащихся. В целях повышения «производительности» устного опроса и уровня активности учащихся учебной группы применяются такие методические приемы, как комментирование и дополнение ответов опрашиваемых учащихся, параллельный контроль нескольких из них, выдача заданий учащимся группы для выполнения их во время опроса, коллективный разбор качества ответов, привлечение учащихся к ответам на частные вопросы по ходу ответа на основной вопрос и т.п. Кроме индивидуального опроса, устная проверка осуществляется в форме «развернутой» беседы преподавателя с группой, когда на вопросы преподавателя требуются краткие ответы. При этом в беседе принимает участие значительное число учащихся. Такой опрос в отличие от индивидуального называется фронтальным. Он органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством предупреждения забывания и закрепления знаний.Основным педагогическим средством устной проверки знаний учащихся являются вопросы. Они должны быть краткими и понятными, исключающими различные их толкования.
Содержание вопросов побуждает учащихся к самостоятельной мыслительной и практической деятельности. Одной из распространенных форм предъявления заданий и вопросов при проведении устного опроса и закрепления являются карточки-задания. Карточки-задания применяются также при организации «программированного опроса» (см. Программированное обучение).
Помимо индивидуального и фронтального опроса широкое распространение при изучении специальных и общетехнических предметов получили бригадные формы контроля знаний и умений учащихся. Бригадный контроль обычно связан с организацией самостоятельной работы учащихся с учебником, учебным пособием, справочной и технической литературой. Бригада учащихся, изучив самостоятельно учебный материал, отчитывается перед преподавателем и группой о проделанной работе, при этом в ходе обсуждения изученного принимают участие все учащиеся группы. Такой способ стимулирует взаимопомощь, взаимопроверку учащихся в процессе изучения материала и подготовки ответов и сообщений.
Письменная проверка дает возможность в короткий срок одновременно проверить всех учащихся группы. Она позволяет судить о качестве знаний учащихся, их правильности, точности, осознанности, об умении применять знания на практике. Письменная проверка осуществляется главным образом в форме выполнения контрольных письменных или графических работ – тематических и текущих. Наиболее характерны контрольные работы для предметов, связанных с расчетами, решением задач, выполнением графических работ и т.п.: электротехника, допуски и технические измерения, материаловедение, черчение и др. При изучении специальных предметов письменная проверка знаний зачастую проводится в форме так называемых технических диктантов: преподаватель зачитывает вопросы, а учащиеся в тетрадях пишут краткие ответы на них в виде формул, терминов, условных обозначений, схем и т.п.
К письменным методам проверки знаний учащихся относятся также коллективное обсуждение самостоятельно разработанных ими технологических карт на выполнение учебно-производственных работ, выполненных в порядке домашней учебной работы расчетов, решения творческих технических задач, разработанных конструкций, приспособлений, специальных инструментов, другой оснастки и т.п.
На старших курсах профессиональных учебных заведений практикуются такие способы письменного контроля, как выполнение учащимися (индивидуально или небольшими бригадами) рефератов по узловым вопросам учебного материала. Такие рефераты обычно являются основой для докладов учащихся на семинарских занятиях с последующим их коллективным обсуждением.
Одним из методов текущего контроля знаний и умений, характерных для общетехнических и специальных предметов, является практическая проверка. Такая проверка проводится в целях выявления умений учащихся применять полученные знания в практических условиях. Задания для практической проверки обычно включают сборку схем, выполнение различных измерений, разработку, сборку и наладку машин и механизмов. Определение неисправностей и их причин, настройку приборов и т.п. К способам практической проверки знаний, навыков и умений учащихся следует также отнести и лабораторно- практические работы, как иллюстративные, так и несложные исследовательские, а также практикумы.
В связи с государственной стандартизацией профессионального образования в целях повышения объективности и диагностичности контроля качества знаний и умений учащихся в практику учебного процесса широко внедряются тестовые методы контроля (см. Тестирование качества теоретического обучения).
Периодический и итоговый контроль качества теоретического обучения осуществляется путем проведения зачетов и экзаменов по предметам.
Лит.: Батышев С.Я., Заремба Р.Г. Проверка знаний при подготовке и повышении квалификации рабочих на производстве. – М., 1992; Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М.Н. Скаткина, В.В Краевского. – М., 1978.В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.