КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
звено, структурный элемент учебного процесса. К.к.п.о. разделяется на текущий, периодический и итоговый иосуществляется путем текущих наблюдений за учебно-производственной деятельностью учащихся и проверок, выполняемых и выполненных учебно-производственных работ.
Для текущего контроля применяется и устный опрос учащихся, однако в процессе производственного обучения он является вспомогательным методом и используется, в основном, в целях актуализации знаний и опыта учащихся при проведении вводного и текущего инструктирования учащихся мастером.
Определенное значение устная проверка знаний имеет в период производственного обучения и практики учащихся в условиях производства, когда мастер не имеет постоянного контакта с учащимися и об уровне их подготовленности и успешности производственного обучения может судить по итогам беседы с ними. Особенно это характерно при обучении учащихся обслуживанию и наладке автоматического оборудования, где на первый план выступают не столько практические, сколько интеллектуальные навыки и умения учащихся. Вопросы такой беседы направлены на контроль умения применять на практике теоретические знания, умения анализировать, применять обоснованные решения и т.д.
Особенностью текущих проверок выполняемых и выполненных учебно-производственных работ является тесная связь их с текущим инструктированием учащихся. При правильной организации обучения текущий контроль фактически сливается с текущим инструктированием, является его составной частью, важнейшим инструментом осуществления обратной связи в системе «мастер–учащийся».
В этой связи следует подчеркнуть важность правильной организации текущего контроля при выполнении учащимися сложных, многооперационных работ комплексного характера. Здесь большое значение имеет межоперационный контроль процесса выполнения работ.
Качество выполнения каждой операции влияет на качество выполнения работы в целом. Поэтому нельзя ограничиться контролем только конечного результата. Зная наиболее ответственные технологические переходы работы, мастер еще при проведении вводного инструктажа обращает на них внимание учащихся. В ходе работы, проводя текущее инструктирование, мастер проверяет у каждого ученика ход работы на этих этапах- переходах. Таким путем можно предотвратить массовый брак, который возможен, если межоперационному контролю не уделяется должного внимания.
Большую обучающую и развивающую значимость имеет проверка выполненных учащимися учебно-производственных работ. Проверяя и оценивая выполненные работы учащихся, мастер всегда стремится активизировать их мышление, сообразительность, старается так организовать этот ответственный момент, чтобы они сами учились определять соответствие своей работы техническим требованиям, умели находить допущенные ошибки, определять их причины, способы устранения и предупреждения.
Путем правильно поставленных вопросов мастер определяет, насколько сознательно выполнялась работа, как и какая при этом использовалась учебная и техническая документация, насколько правильно учащиеся применяли трудовые приемы, способы, контрольно-измерительные средства. Такая методика контроля постоянно приучает учащихся проводить подобный самоанализ, самоконтроль в процессе работы, повышает их сознательность и самостоятельность и в конечном способствует формированию у них профессионального мастерства.
В процессе производственного обучения широко практикуется организация взаимного контроля учащихся, особенно при бригадной организации учебно-производственного труда.
Периодический контроль в процессе производственного обучения осуществляется, главным образом, в форме проверочных работ, проводимых, как правило, по итогам каждого учебного полугодия.
Другим видом периодического контроля производственного обучения являются контрольные работы, которые проводятся по решению органа управления образованием или по инициативе руководства образовательного учреждения. Целью проведения таких контрольных работ является получение сравнительных данных о состоянии производственного обучения в различных учебных заведениях, обучающих одной и той жепрофессии. Задания для проведения контрольных работ являются при этом едиными в пределах региона, учебного заведения.
Итоговый контроль качества производственного обучения проводится в форме выполнения учащимися квалификационных (пробных) работ.
В необходимых случаях может проводиться поэтапная аттестация учащихся, когда уровень квалификации (разряд, класс, категория) им присваивается на основе пробных работ по итогам учебного года.
В процессе введения государственной стандартизации профессионального образования в целях повышения диагностичности контроля качества умений и навыков учащихся в практику производственного обучения начинают внедрятся тестовые методы контроля (см. Тестирование качества производственного обучения).
Лит.: Организация и методика производственного обучения. – М., 1978; Адаскин Б.И., Якуба Ю.А., Дунаевский М.Я. Формирование у учащихся средних ПТУ умения контролировать процессы и результаты своего труда. – М., 1977; Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. – М., 1983.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.