коммунистический союз молодежи, общественная орг-ция молодежи в СССР (1918–1991 гг.). Вступление в комсомол, приём в комсомол. Из дневника 15-летней девушки в 1930–1931 гг.: «12 сентября …8 ноября, возможно, перейду в комсомол. Вот бы было счастье! Ведь я об этом думаю целый год. 12 ноября 1930. Ох, сколько случилось за последнее время. Во-первых, меня не приняли в комсомол. Горечь, бессмысленная горечь! Вначале – слезы, истерика. Теперь тупая, незабываемая боль. Ну, разве я хуже Праховой, Волынской и пр. А между тем они комсомолки. Такие, как я, в комсомол не нужны – неустойчива, индивидуалистка, слаба – вот мнение многих. А они сильны? Нет. Они устойчивы? Не знаю. Коллективисты? Не все. Тем не менее они приняты. Говорила с С. и Р.И. Р.И. обещала поставить вопрос на ком. бюро о пересмотре дела. Посмотрим, что будет. Но если меня не примут? Я не могу себе представить, что будет тогда. Отнять у человека самое заветное, самое желанное, пользуясь при этом необдуманными доводами – слишком безрассудно. Тяжело, слишком тяжело. Комсомол, мой комсомол! Добиться, чтобы приняли, т.е. выявить себя с хорошей стороны, едва ли сумею. Я вся тут. Ничего хорошего не скрываю, не прибавляю плохого. Перевоспитываться? Нет, я сама не сумею, мне нужна прочная опора ячейки, мне нужна чуткость и строгость коллектива. Сегодня была классная комиссия. Прошла незаметно и серо. И опять обо мне. О моем “кривлянье” и надутости. И это говорит человек, который меня не знает – заведующий школой… 15 ноября. Вчера было бюро комсомольской ячейки. Говорили обо мне. Конечно, не приняли. “Ты можешь посещать комсомольские собрания, участвовать в работе!” Так мне сказали. Ни того, ни другого делать не буду. Пусто и тошно. Эх, юность “веселая”. Пока не отчаиваюсь. Может, примут. Но когда? Почему не сейчас? Чем я буду через месяц? Вчера долго не спала. Думала, строила планы, решала их, критиковала себя и других... 4 февраля 1931 года. Что мне написать? Прежде всего – Я Комсомолка. Что еще может быть радостней этого? Сейчас ничего. Комсомолка, вожатая отряда, ударница, веселая и простая – вот какой я стала! Хорошо, больше, чем хорошо. Даже не о чем писать – вот до чего все просто и несложно. Личного нет. Стирается гордая, замкнутая индивидуальность. Чувствовать себя членом комсомольской семьи очень и очень приятно. Устала, но не раскисла. Прошел горячий, торопливый день. Сейчас синяя, красивая ночь. Как хорошо жить!» (Татьяничева, 2007)
О 1970-х гг. в Челябинске: «Я так тряслась перед вступлением в комсомол! Уф, приняли! Помню, мы очень гордились тем, что стали комсомольцами…» (Кузьминых, 2007, 14). Комсомольская орг-ция школы, учебного заведения - объединение комсомольцев какой-либо школы, учебного заведения.
О Шадринске в перв. пол. 1970-х гг.: «“Что происходило после пионерии?” “После пионеров вступали в комсомол. Вступали в 8 классе с 14 лет. Форма была такая же: коричневое платье и чёрный фартук, в праздники – белый фартук. Не было галстуков и пилоток у комсомольцев. Был такой значок – красное знамя, внутри – В.И. Ленин. В комсомоле были до 28 лет. “Всех ли принимали в комсомольскую орг-цию?” “Нет, не всех. Принимали только тех, кто хорошо учился; хулиганов и двоечников не принимали. На классных собраниях обсуждали, кто достоин и кто имеет право вступать в комсомол, смотрели на успеваемость и поведение. Для того, чтобы вступить в комсомол, надо было выучить Устав, в котором были описаны права и обязанности комсомольца. Принятие в комсомольцы было очень строгим, задавали вопросы по Уставу, и лишь на основании ответов решали о вступлении в комсомол. Так обсуждали каждого ученика. Так же как и пионеры, собирали макулатуру, металлолом. Были субботники по уборке территорий и дежурство в школе. Ездили в колхоз “на картошку”, летом была отработка. Были культпоходы – в музей, театр, кино. Но есть одно различие – комсомольцы не ходили как “тимуровцы”. Проводились соревнования, кроссы, веселые старты между всеми школами”. “Платили ли комсомольцы взносы, и как это происходило?” “Да, платили взносы каждый месяц по 2 копейки. Были членские книжки, в которых указывались взносы. Эти взносы шли в комсомольскую орг-цию – ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистич. союз молодежи). Такая комсом. орг-ция была в каждой школе. Был комсомольский билет, куда вклеивались марки: отдаешь 2 копейки – тебе вклеивают в билет марку. Деньги шли на нужды комсом. орг-ции. Проходили комсомольские собрания, на которых обсуждали плохие поступки. На собраниях был секретарь и председатель совета. Говорили: “На повестке дня 3 вопроса: обсуждаем тех, кто плохо учится; вопрос по сбору металлолома; и насчет культпохода”. Если в рядах комсомольцев появится двоечник или неуспевающий по какому-либо предмету, то за ним закрепляется отличник, который будет ему помогать. Такая ситуация также обсуждалась на комсом. Собраниях. Проходили политинформация по вторникам в 7. 45 утра, за 15 минут до урока. Для этого каждый должен был приготовить какую-либо информацию о спорте, политике, вырезки из газет. А общешк. линейки были после учебы 30 минут, линейки проходили каждую неделю, на ней обсуждались комсом. дела, взносы, учеба. Комсомольцы ходили со школой на демонстрации, и шли после пионеров, сначала 8-е, потом 9-е, затем 10-е классы. Комсомольцы от орг-ции ВЛКСМ ездили в лагеря. Деньги на взносы давали родители, о чем писали в дневнике… А общешк. линейки были после учебы, 30 минут. Линейки проходили каждую неделю, на ней обсуждались комсом. дела, взносы, учеба. Комсомольцы ходили со школой на демонстрации и шли после пионеров, сначала 8-е, потом 9-е, затем 10-е классы. Комсомольцы от орг-ции ВЛКСМ ездили в лагеря. Деньги на взносы давали родители, о чем писали в дневнике» (553).
О перв. пол. 1970-х гг.: «Основой ВЛКСМ является первичная комсом. орг-ция. Первич. комс. орг-ции создаются в каждой сред. школе, проф.-тех. училище, сред. спец. и высшем учеб. заведении. Первичная комс. орг-ция учеб. заведения объединяет всех учащихся, преподавателей и сотрудников комс. возраста (от 14 до 28 лет). Внутри первичной комс. орг-ции… сред. спец. учеб. заведения создаются низовые первич. орг-ции… курсов. В учеб. группах и классах члены ВЛКСМ объединяются в комс. группы. Высшим органом первич. комс. орг-ции является комс. собрание. Только оно правомочно принимать в ряды ВЛКСМ новых членов, избирать комс. актив, выносить решения по наиболее важным вопросам комс. жизни. Для ведения текущей работы комс. орг-ция всего учеб. заведения избирает комитет комсомола во главе с секретарём, а комсом. оргция… курса – комсомольское бюро. В комсом. группах избирается бюро или только комсорг (комсомольский организатор). Деят-стью комсом. орг-ции руководит партийная орг-ция учеб. заведения… В школе комсомольцы… борются за повышение успеваемости и укрепление дисциплины, являются инициаторами всех общественно полезных дел… Комсомольцы направляют повседневную работу пионерских отрядов и дружин, организуют учёбу пионерского актива и т. д. Для работы с пионерами комитет комсомола выделяет пионервожатых и рук-лей различных кружков…» (Денисова, 1978, 127–130).
О 1980-х гг.: «Центр. место в системе социальных отношений старшеклассника должна занимать комсомольская орг-ция, выступающая одновременно как институт политич. социализации и как продукт собственной активности подростков. Однако, как отмечалось на XX съезде ВЛКСМ, работа школьного комсомола оказалась в наибольшей степени обюрокраченной, формальной, подконтрольной старшим. Многочисл. постановления и директивы о развитии ученич. самоуправления не выполнялись, а комсомольская работа сводилась к проведению ритуальных мероприятий ради галочки. В результате и престиж комсомола, и моральное значение членства в нем по сравнению с прежними десятилетиями резко упали. По данным одного из исследований…, только 28,2 процента старшеклассников чувствуют себя хозяевами своей школы. При опросе секретарей школьных комсомольских орг-ций в 1982 г. 67 процентов из них жаловались на пассивность комсомольцев-школьников, низкую дисциплину, отсутствие интереса к комсомольской работе, 54 процента комсомольских активистов не удовлетворены качеством проведения комсомольских собраний... Изучение 427 классных комсом. орг-ций VII–X классов городских и сельских школ Костромской обл. показало, что только 2 процента их можно отнести к уровню собственно коллективов; деят-сть многих комсом. орг-ций не отличается ни обществ. значимостью, ни содержательностью, ни достаточной интенсивностью и личной привлекатель- ностью… А если в школе скучно – появляются другие центры притяжения. Прежде всего это подростковые клубы или объединения по интересам» (Кон, 1989)
0.00 байт
Творческая молодежь и комсомол: в поисках идейных скреп
В статье рассматриваются проблемы взаимодействия комсомола и творческой молодежи, сложившиеся в условиях коммунистической идеологии.