Компетентный читатель
Компетентный читатель
читатель, который может поставить себе задачу чтения, определить пути ее решения, владея многими стратегиями, приемами, умениями и навыками, отрефлексировать качество своего чтения и понимания относительно характеристик читаемого текста; обладает набором познавательных (когнитивных), коммуникативных, творческих (креативных), метакогнитивных, методологических, позиционных, критических, рефлексивных и других качеств; умеет выбирать и отбирать, что и как надо прочесть, не только ставит достойную цель чтения для себя (владеет целеполаганием) и составляет программу ее достижения, но и проявляет целеустремленность и настойчивость в ее достижении; умеет планировать деятельность, корректировать ее этапы, комбинировать подходы, находить альтернативные решения; владеет навыками рефлексивного мышления: остановкой, припоминанием, вычленением, поиском противоречий и сходств, действиями по аналогии с успешной деятельностью, сопоставлением результатов и целей, корректировкой и др.; умеет взаимодействовать с другими обучающимися и окружающим миром, отстаивать свою позицию, но терпим и толерантен к другим точкам зрения и непризнанию своей; обладает коммуникативностью, независимостью, решительностью, автономностью; владеет приемами совместной работы и интеллектуального труда, основанного на интеллектуальных умениях; сформированный интерес к работе с книгой; владеет информационными и компьютерными технологиями (Сметанникова н.н., 2009).
Источник: Словарь-справочник по чтению 2017