КОММУНИКАТИВНЫЙ УСПЕХ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КОММУНИКАТИВНЫЙ УСПЕХ
Реализация цели коммуникативного (речевого) акта, когда сообщение без существенных помех передается адресантом и адекватно воспринимается, понимается, усваивается, оценивается адресатом.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

КОММУНИКАТИВНЫЙ УСПЕХ
успех, связанный с эффективной (действенной, продуктивной) речевой коммуникацией, предполагающей гл. обр. достижение целей её участниками (см. Эффективность речи).
Правила эффективной речевой коммуникации были сформулированы ещё Аристотелем (384-322 гг. до н.э.): «1. Говори то, что важно. 2. Говори правду. 3. Говори ясно». К.у. определяют и постулаты речевого общения (см. Коммуникативные постулаты). Термин «постулаты речевого общения» в науку ввёл Г.П. Грайс (70-е гг. XX столетия). Опираясь на общий принцип кооперации (сотрудничества), он выделяет частные постулаты речевого общения в соответствии с четырьмя категориями И. Канта: количество, качество, отношение и способ. При этом к категории количества относятся следующие постулаты речевого общения: 1. «Твоё высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется для текущих целей диалога». 2. «Твоё высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется». Категория качества включает общий постулат: «Старайся, чтобы твоё высказывание было истинным», а также два частных постулата: 1. «Не говори того, что считаешь ложным». 2. «Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований». Категории отношения соответствует постулат «Не отклоняйся от темы». К категории способа относится общий постулат «Выражайся ясно», который реализуется в четырёх постулатах: 1. «Избегай непонятных выражений». 2. «Избегай неоднозначности». 3. «Будь краток (избегай ненужного многословия)». 4. «Будь организован».
Перечислим наиболее известные правила эффективности речи, предлагаемые современными лингвистами.
Исходя из того, что для успеха речевого общения необходимо сотрудничество говорящего и адресата, Р. Лакофф сформулировала три принципа коммуникативного сотрудничества, по сути, раскрывающие этический аспект коммуникации: 1. «Не навязывайся». 2. «Выслушай собеседника». 3. «Будь дружелюбен» (по [Михальская 1996]).
Е.М. Лазуткина называет следующие условия эффективного общения: коммуникативная заинтересованность, близость мировосприятия субъектов общения, умение слушающего проникнуть в коммуникативный замысел говорящего, способность говорящего варьировать способ языкового представления, учёт внешних обстоятельств (присутствия посторонних, канала общения и др.), знание норм этикетного речевого общения, соблюдение принципов эффективного общения [Культура русской речи 1998: 58—67].
Л.Е. Тумина считает, что принципы и правила эффективного общения складываются из следующих взаимосвязанных и взаимозависимых постулатов: 1. Ориентировка на собеседника (в его мире знаний, социальных и психологических ролях, его мнении, состоянии и т.д.). 2. Доверие к собеседнику (к его авторитету и статусу, к его коммуникативным намерениям). 3. Внимание к собеседнику (к его авторитету и статусу, к его коммуникативным намерениям). 4. Учёт резонанса в общении (на согласие, как правило, получаем согласие, и наоборот). 5. Соблюдение вежливости и исполнение правил речевого этикета. 6. Оптимальное воздействие на собеседника. 7. Обоснованность речевого поведения (с точки зрения составляющих коммуникативной ситуации). 8. Возможность выбора речевого поведения и смены стратегий и тактик по ходу общения. 9. Наличие в компетенции общающихся представлений о вариантах речевого поведения. 10. Наличие представления о гибкости моделей речевого поведения (переключения стиля, кода, темы, тактик и т.д.). 11. Владение вариативностью языковых/речевых средств. 12. Представление о стандартизации, стереотипизации речевого поведения и владение стереотипами стилей, жанров, речевых средств. 13. Представление о сценарности общения: схемы, сценарии, фреймы и владение их использованием [Тумина 2005: 512].
Лит.: Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В. Истоки, проблемы и категории прагматики // H3J1. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М., 1985; Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник. М., 2001; Гордон Д., Лакофф Дж. Постулаты речевого общения // НЗЛ. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М., 1985; Грайс Г.П. Логика и речевое общение // НЗЛ. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. М., 1985; Иванов Л.Ю. Постулаты (импликатуры, максимы, принципы) речевого общения, коммуникативные постулаты // КРРЭСС. М., 2003; Культура русской речи: учебник для вузов. М., 1998; Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: учеб. пособие для учащихся 10-11 классов общеобразоват. учрежд.. М.,1996; Тумина Л.Е. Постулаты речевого общения // Эффективная коммуникация: история, теория, практика: словарь-справочник. М., 2005; Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М., 1998.
А.А. Кузнецова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.



Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
1.80 мб

Индивидуальная образовательная траектория - путь к коммуникативному успеху

Никулина А.С.
В статье рассматривается проблема повышения эффективности коммуникации обучающихся как субъектов жизнедеятельности в условиях гуманистической парадигмы образования.
Читать PDF
155.66 кб

Коммуникативное управление в образовательной организации как фактор профессионального успеха педагог

Евстифеева Н.В.
В статье рассматривается проблема коммуникативного управления в образовательной организации, дана сравнительная характеристика двух стилей управления.