КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД

Найдено 1 определение
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД
(англ. communicative approach). Подход к обучению, возникший в 70-е гг. ХХ в. в связи с выдвижением в качестве главной цели обучения – овладение языком как средством общения, или коммуникацией. В отечественной лингводидатике его обоснование с психологической точки зрения получило в работах И. А. Зимней, определившей такой подход как коммуникативно-деятельностный (личностнодеятельностный) (Зимняя, 1991, 2001). С позиции К. п. для обозначения конечной цели обучения стал использоваться термин «компетенция», введенный в научный обиход Н. Хомским для обозначения системы знаний, навыков, умений, которыми овладели учащиеся в ходе обучения (в отличие от способности пользоваться такими знаниями, навыками, умениями (performance). Впоследствии появился методический термин «коммуникативная компетенция», под которым подразумевалась способность осуществлять общение посредством языка. В отечественной лингводидактике система компетенций, входящих в коммуникативную компетенцию, формирование которой рассматривается в качестве конечной цели овладения иностранным языком, включает следующие компетенции: речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная, учебно-познавательная и ряд других. К. п. предполагает в ходе занятий овладение различными речевыми функциями, т. е. формирование умений выражать ту или иную коммуникативную интенцию средствами изучаемого языка. Такое понимание коммуникативного подхода позволило исследователям описать его основные черты (Morrow, 1981; Littlewood, 1994; Пассов, 1991; Шейлз, 1995 и др.): 1) речевая направленность процесса обучения; в качестве конечной цели выдвигается обучение общению в различных видах речевой деятельности; 2) функциональность в отборе и организации материала. Языковой и речевой материал отбирается и вводится на уроке в соответствии с интенциями, которые участники общения стремятся передать средствами языка; 3) ситуативность в организации тренировки; 4) использование преимущественно аутентичных материалов, типичных для выражения определенной коммуникативной интенции; 5) использование коммуникативных заданий, способствующих формированию умений общаться; 6) индивидуализация процесса обучения с учетом потребностей учащихся в языке и их индивидуально-психологических особенностей. К. п. получил реализацию в коммуникативном и ряде интенсивных методов обучения. Ср. личностно-деятельностный подход.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
129.67 кб

Коммуникативный подход в обучении

Голуб Л.Н.
Коммуникативный подход на протяжении ряда лет удерживает ведущие позиции в области теории и методики обучения иностранным языкам. Почему коммуникативный подход так популярен?
Читать PDF
165.06 кб

Самопринятие в коммуникативном подходе

Окс Ирина Ефимовна
Обсуждается проблема самопринятия в рамках гуманистически ориентированного коммуникативного подхода. Утверждается динамичность и целостность процесса самопринятия.
Читать PDF
229.95 кб

Фоновые знания и коммуникативный подход

Свешникова Л. А.
Читать PDF
473.03 кб

Коммуникативный подход в обучении чтению

Алиева Айше Эдемовна
В статье анализируется коммуникативный подход в обучении чтению с помощью использования различных методик. Подчеркивается, что особое место занимает работа с мультимедийными ресурсами, материалами из Интернета.
Читать PDF
110.79 кб

Философия библиотеки: коммуникативный подход

Рябов Михаил Александрович
Рассматривается возможность применения теории коммуникативных систем Н. Лумана для определения теоретических оснований библиотечной деятельности.
Читать PDF
229.95 кб

Коммуникативный подход к обучению аудированию

Иваненко Т. Г., Ковтун Л. Б.
Читать PDF
1.52 мб

Развитие коммуникативного подхода в педагогике

Мамедов Р. Р. О.
Развитие научного знания во второй половине XX века отмечено интеграцией различных наук. Изолированное изучение научной проблемы в рамках одной области знания более не является единственно возможным.
Читать PDF
387.90 кб

Коммуникативные умения: подходы и классификации

Гладченко Виктория Евгеньевна
На основе разработок, предложенных отечественными исследователями, автор выводит собственное определение понятия «коммуникативные умения учеников».
Читать PDF
323.36 кб

Коммуникативные аспекты лингвотеатрального подхода

Цотова Д.Ю.
В статье рассматриваются дидактические возможности театральной педагогики с точки зрения современных принципов и установок коммуникативного иноязычного обучения.
Читать PDF
848.10 кб

Коммуникативный подход при обучении иностранному языку

Мамадалиева Хапира Абдухалиловна, Турсунова Одина Салимовна
В данной статье раскрывается понятие «коммуникативное обучение иностранным языкам», показывается значимость и первичность коммуникативной функции языка, обсуждается основная составляющая коммуникативного обучения коммуникативная к
Читать PDF
265.71 кб

Граффити провинциального города (коммуникативный подход)

Маисеева Елизавета Владимировна
В статье рассматривается граффити как средство коммуникации в современной среде провинциального города.
Читать PDF
101.18 кб

Деятельностный подход к обучению (коммуникативный аспект)

Лелис Елена Ивановна
Обосновывается необходимость деятельностного подхода к обучению как эффективной формы профессиональной подготовки студентов, в том числе и в коммуникативном аспекте.
Читать PDF
338.45 кб

Педагогическая реальность: проектно-коммуникативный подход

Имакаев В.
Читать PDF
280.42 кб

Психология как Наука толерантности: коммуникативный подход

Кабрин Валерий Иванович
Работа посвящена коммуникативному синтезу основных психологических парадигм классической и современной психологии. Делается попытка понять синергию рассматриваемых подходов в духе толерантной коммуникации.
Читать PDF
152.02 кб

Культуроведческий подход к обучению коммуникативному чтению

Карпов Д. А.
В данной статье ставится проблема выбора научного подхода к обучению коммуникативному чтению в школе, чтению, которое должно представлять собою высокомотивированную деятельность, обеспечивающую не только извлечение информации из п