КОЛЛЕГИИ
КОЛЛЕГА
(от лат. college – собирать) – товарищ по работе, по совместной учебе, по профессии.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
КОЛЛЕГА
лат. collega) — товарищ по работе, по совместной учебе (в высшей школе), по профессии.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
КОЛЛЕГИИ
закрытые средние, иногда высшие учебные заведения в 16-18 вв. в Европе. Название "К." связано с интернатами при средневековых университетах. Создавались преимущественно иезуитами (см.Иезуитское воспитание). В К. принимались выходцы из всех социальных слоев. Учебно-воспитательный процесс регламентировался школьным Уставом 1599. 7-летний срок обучения включал прохождение 5 классов: 3 класса (4 года обучения) посвящались изучению латинского и в меньшей степени греческого языков; 4-й класс - изучению поэзии и фрагментов античной истории; 5-й класс (2 года) - риторики и ораторского искусства. В старших классах изучались история, география, физика, математика. Доминировало религиозно-нравственное воспитание в соответствии с этическими нормами иезуитского ордена. Бесплатность обучения, высокая профессиональная подготовка учителей, формирование у воспитанников сильной воли, целеустремленности обусловили популярность К.; в 17 - начале 18 вв. они считались лучшими учебными заведениями среднего звена. В 16 - начале 19 вв. К. распространились на территории Украины, Белоруссии, Прибалтики, России. К. в Вильнюсе и Львове впоследствии превратились в университеты. В Москве иезуитская К. существовала в конце 17 - начале 18 вв., в Петербурге - в начале 19 в. В 1820 все иезуитские учебные заведения в Рос. империи были закрыты. В ходе образовательных реформ 19 в. в К. введены новые предметы, допущен национальный язык. Слово "К." стало обозначать иной, преимущественно светский, тип учебного заведения (см.Колледж, Коллеж). См. также Колледж, Коллеж
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
КОЛЛЕГИИ
от лат. collegium — товарищество, содружество, братство), закрытые ср., иногда высш. уч. заведения в 16—18 вв. в Европе. Назв. К. связано с интернатами при ср.-век. ун-тах. Создавались преим. иезуитами в ходе Контрреформации и т. н. католич. реформы (см. Иезуитское воспитание). Принимались выходцы из всех социальных слоев, особое внимание уделялось привлечению детей дворян и зажиточных горожан. Преподавание и воспитание регулировались и детально регламентировались шк. уставом, созданным иезуитскими педагогами и утвержденным в 1599. Учеба продолжалась 7 лет, включала прохождение 5 кл.: 3 кл. (4 года) посвящались изучению лат. и в меньшей степени греч. яз. по грамматикам Альвареса и Гредсера с использованием текстов Цицерона, Цезаря, Овидия, Эзопа; 4-й кл. — изучению поэзии и фраг ментов антич. истории, 5-й кл. (2 года) — риторике и ораторскому иск-ву. В ст. классах учащиеся получали знания по истории, географии, физике, математике. Доминирующим направлением на всем протяжении обучения было религ.-нравств. воспитание в соответствии с этич. нормами иезуитского ордена.
Уровень и объем преподавания в К. могли существенно различаться. Методы обучения в них опирались на традицию школ движения братьев общей жизни, опыт коллегий Парижского ун-та, идеи гуманистич. и протестантской педагогики. Однако утилитаристские установки иезуитского ордена вели к формализов. использованию прогрессивных пед. традиций и распространению зубрежки, ме-ханич. усвоения грамматики. Бесплатность обучения, высокая проф. подготовка учителей (в течение 18 лет, включая неск. лет пед. практики), формирование у воспитанников сильной воли, целеустремленности обеспечили большую популярность К., в 17 — нач. 18 вв. они считались лучшими уч. заведениями ср. звена. В 1615 их было 572, в 1705 — 769, каждая насчитывала по 200—300, иногда 600 учеников.
В 16 — нач. 19 вв. сеть иезуитских коллегий существовала на терр. Украины, Белоруссии, Прибалтики, России; они оказали влияние на православные и униатские школы. К. в Вильнюсе и Львове со временем превратились в ун-ты. В Москве иезуитская К. существовала в кон. 17 — нач. 18 вв., в Петербурге — в нач. 19 в. В 1820 все иезуитские уч. заведения в Рос. империи были закрыты.
В ходе образоват. реформ 19 в. в К. введены новые предметы, допущен нац. язык. Слово «К.»стало обозначать иной, преимущественно светский тип уч. заведения (см. Колледж, Коллеж).
Лит.: Демьянович А., Иезуиты в Зап. России в 1569—1772, СПБ, 1872. См. также лит. при ст. Иезуитское воспитание.
М. В. Дмитриев.
Уровень и объем преподавания в К. могли существенно различаться. Методы обучения в них опирались на традицию школ движения братьев общей жизни, опыт коллегий Парижского ун-та, идеи гуманистич. и протестантской педагогики. Однако утилитаристские установки иезуитского ордена вели к формализов. использованию прогрессивных пед. традиций и распространению зубрежки, ме-ханич. усвоения грамматики. Бесплатность обучения, высокая проф. подготовка учителей (в течение 18 лет, включая неск. лет пед. практики), формирование у воспитанников сильной воли, целеустремленности обеспечили большую популярность К., в 17 — нач. 18 вв. они считались лучшими уч. заведениями ср. звена. В 1615 их было 572, в 1705 — 769, каждая насчитывала по 200—300, иногда 600 учеников.
В 16 — нач. 19 вв. сеть иезуитских коллегий существовала на терр. Украины, Белоруссии, Прибалтики, России; они оказали влияние на православные и униатские школы. К. в Вильнюсе и Львове со временем превратились в ун-ты. В Москве иезуитская К. существовала в кон. 17 — нач. 18 вв., в Петербурге — в нач. 19 в. В 1820 все иезуитские уч. заведения в Рос. империи были закрыты.
В ходе образоват. реформ 19 в. в К. введены новые предметы, допущен нац. язык. Слово «К.»стало обозначать иной, преимущественно светский тип уч. заведения (см. Колледж, Коллеж).
Лит.: Демьянович А., Иезуиты в Зап. России в 1569—1772, СПБ, 1872. См. также лит. при ст. Иезуитское воспитание.
М. В. Дмитриев.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия