КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА обучения
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Источник: Педагогический словарь
Источник: Глоссарий современного образования.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Утверждение классно-урочной системы обученияотносят к деятельности страсбургской школы И. Штурма. Развитие данного обучения в России 19 века связано главным образом с трудами К.Д. Ушинского. В качестве достоинства отмечаются: организационная упорядоченность системы обучения и руководства ею, систематический и последовательный характер овладения содержанием образования. Вместе с тем ориентировка К.-у. с. обучения на среднего ученика создаёт трудности для слабых и задерживает развитие более сильных учащихся. Поэтому методика и техника урока в классе предполагает индивидуализацию заданий и задач, эффективные приёмы организации внимания более или менее развитых учащихся.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
- в группы (классы) постоянного состава входят обучающиеся, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности к обучению. Учитель работает со всем классом (фронтально) или с группами внутри классов, давая им разные задания;
- основной формой обучения является урок – отрезок обучения как правило в 40-45 минут, представляющий относительно законченную по содержанию и способу построения единицу учебного процесса (см. педагогический процесс);
- все содержание образования делится на отдельные дисциплины (см. учебный предмет, дисциплина);
- весь период обучения разделен на учебные годы, четверти, учебные дни, каникулы, а занятия ведутся по единому плану и расписанию;
- учитель осуществляет руководство учебной деятельностью, объясняет новый материал, дает задания, контролирует их выполнение. Достоинства классно-урочной системы: четкая организованность и упорядоченность учебной работы, организующая роль педагога, экономичность обучения – сочетаются с рядом серьезных недостатков: ограниченными возможностями индивидуального подхода, ориентацией на «среднего» ученика, работой в едином для всех темпе, преимущественно вербальным (словесным) характером деятельности, определенной искусственностью в делении всех занятий на 40-45 минутные отрезки. Указанные слабости классноурочной системы на протяжении веков вызывали критику и стремление к поискам более совершенных форм обучения. Особенно остро эта критика звучит сегодня, в новых социальноэкономических условиях, в условиях смены парадигм образования. Классно-урочная система может иметь различные модифика ции. Так, современная модификация классно-урочной системы заключается в том, что создаются классы, группы для изучения конкретного предмета, курса у конкретного учителя, преподавателя. Группа, класс как собрание студентов, учащихся, участвующих в одном занятии, после окончания занятия распадается и собирается в следующий раз только на следующем занятии по данному предмету, курсу у данного учителя, преподавателя. После сдачи экзамена, зачета группа расформировывается. Такая форма обучения – условно называемая «предметная» – может быть в максимальной степени адаптирована к запросам и возможностям каждого учащегося, студента, дает возможность естественным образом разделить их по интересам, темпу изучения материала так, что каждый класс, каждая группа будет иметь относительно однородный состав: способный студент не будет страдать от скуки, а слабый получит оптимальную для него методику обучения. Причем такие классы, группы могут состоять и из учащихся разных возрастов, студентов разных курсов. Литература: [32, 47].
В нач. школе, как правило, за каждым классом закреплена постоянная классная комната с мебелью и оборудованием. Во мн. школах имеются также комнаты для уроков труда, а занятия по музыке и физкультуре проводятся в спец. помещениях. Для учащихся ср. и старшей ступеней обучения предназначаются кабинеты по каждому из уч. предметов, оснащенные необходимым оборудованием и техн. средствами. Занятия по труду проводятся в мастерских и на уч.-опытном участке, занятия физкультурой — в спортзале и на спортплощадке, уроки биологии и географии могут проводиться также на геогр. площадке и пришкольном участке.
Исторически К.-у. с. обучения пришла на смену индивидуальной и индивидуально-групповой системам, не обеспечивавшим охвата большого числа учащихся. Утверждение К.-у. с. относят к деятельности Страсбургской школы И. Штурма (1538), к-рая имела отд. классы, обучение проводилось на основе твердого уч. плана, чередования обучения и отдыха. К.-у. с. была принята также в иезуитских школах и коллегиумах. В 20—30-хгг. 16 в. К.-у. с. применялась в общедоступных нач. школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии, Брауншвейга, Гольштейна. Теоретич. обоснование К.-с. обучения дал Я. А. Каменский.
В 16 в. К.-у. с. применялась в братских школах; во 2-й пол. 18 в. широко распространилась в школах России. В «Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ» (1782) и Уставе народных училищ 1786 К.-у. с. рассматривалась как осн. организац. форма уч. работы.
Развитие К.-у. с. в России в 19 в. связано гл. обр. с трудами К. Д. Ушинского. В первые годы сов. власти обучение в ср. школах строилось на основе К.-у. с. В 20-е гг. распространились такие формы организации обучения, как Дальтон-план, метод проектов и др. В дальнейшем увлечение этими методами обучения было осуждено как «легкомысленное метод. прожектерство» (постановления ЦК ВКП(б) от 25 авг. 1931 и 25 авг. 1932). Осн. формой организации уч. работы в нач. и ср. школе был признан урок. При этом указывалось, что «должны быть всячески развиваемы коллективные формы уч. работы», однако не предусматривалась организация постоянных и обязательных бригад.
В качестве достоинства К.-у. с. отмечаются: организац. упорядоченность системы обучения и руководства ею, систематич. и последоват. характер овладения содержанием образования; своеобразное соревнование между учащимися при коллективном характере обучения на уроке. Изучение материала осуществляется планомерно, со сменой видов деятельности. Более трудные уроки чередуются с более легкими в соответствии с требованиями шк. гигиены. С К.-у. с. связана система предметного обучения, предоставляющая учителям возможность специализации.
Вместе с тем ориентировка К.-у. с. на ср. ученика создает трудности для слабых и задерживает развитие способностей более сильных учащихся. Идейно-эмоциональное воздействие учителя на коллектив учащихся при К.-у. с. приобретает однообразный, неиндквидуализиров. характер. К числу недостатков К.-у. с. относятся также необходимость повторного обучения учащихся, не успевающих по одному-двум предметам; невозможность «досрочного» изучения материала способными учащимися и перевода их в след, класс; ограниченные возможности организации коллективных форм уч. работы. Недостатком также является, как правило, стандартное построение урока от первого до последнего класса, что вызывает у учащихся неудовлетворенность излишней регламентацией, задерживает развитие их самостоятельности. Но этот недостаток не является обязательным следствием К.-у. с., а во многом зависит от учителя. Определенные неудобства вызывает К.-у. с. при осуществлении трудового обучения учащихся.
Творческие поиски ученых-педагогов и учительских коллективов направлены на совершенствование К.-у. с. обучения, на поиски новых, оптимальных организационных форм обучения, содействующих активизации умственной деятельности школьников, развитию их самостоятельности, осуществлению индивидуального подхода к учащимся; экспериментально проверяются разл. формы проведения факультативных и внеурочных занятий, интегрированных уроков.
Мит. Г о л а и т Е. Я., Организация уч. работы в сов. школе, Л., 1957; С т p e з й-козин В. П., Организация процесса обучения в школе, М., 1964; С к а т-кин M. H., Совершенствование процесса обучения, М., 1971; Дидактика ср. школы, M., гл. 6; Дидактика совр. школы, под ред. В. А. Онищука, К., 1987, гл. 6; Дьяченко В. К., Организац. структура уч. процесса и ее развитие, М., 1989. См. также лит. при ст. Урок. М. Н. Скаткин
Источник: Российская педагогическая энциклопедия
Теоретическое обоснование классно-урочной системы обучения дал Я. А. Коменский в XVII в. Во второй половине XVIII в. классно-урочная система широко распространилась в школах России. В «Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ» (1782) и Уставе народных училищ (1786) классно-урочная система рассматривалась как основная организационная форма учебной работы. Развитие классно-урочной системы в России в XIX в. связано главным образом с трудами К. Д. Ушинского. В первые годы советской власти обучение в средних школах строилось на основе классно-урочной системы. В 1920-е гг. распространились такие формы организации обучения, как Дальтон-план, метод проектов и др. В дальнейшем увлечение этими методами обучения было осуждено как «легкомысленное методическое прожектерство» (постановления ЦК ВКП (б) от 25 августа 1931 г. и 25 августа 1932 г.). Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе был признан урок. Указывалось, что должны всячески развиваться коллективные формы учебной работы, однако не предусматривалась организация постоянных и обязательных бригад. В качестве достоинств классно-урочной системы отмечаются организационная упорядоченность системы обучения и руководства ею, систематический и последовательный характер овладения содержанием образования, своеобразное соревнование между учащимися при коллективном характере обучения на уроке. Изучение материала осуществляется планомерно, со сменой видов деятельности. Трудные уроки чередуются с более легкими в соответствии с требованиями школьной гигиены. С классноурочной системой связана система предметного обучения, предоставляющая учителям возможность специализации. В 1920-е гг. классно-урочная система подвергалась резкой критике. Ее несостоятельность обосновывалась в разных аспектах: психологическом, педагогическом, социальном. В частности, с психологической точки зрения подчеркивалось, что классно-урочная система не учитывает возрастных особенностей учащихся, которые вынуждены быстро переключать внимание с одного предмета на другой, не могут полностью раскрыть свою индивидуальную одаренность.
Например, П. П. Блонский писал: «...уроки чередуются с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или даже на целый год. На одном уроке занимаются одним вопросом, изучают один “предмет”, а на следующем – уже другой “предмет” и другие вопросы, ничего общего не имеющие с предыдущими. Предметы прерывают работу учащихся, уроки растерзывают их внимание». В педагогическом плане недостатками классно-урочной системы считались нарушения педагогических требований к организации обучения: работа дробилась на мелкие части, учащиеся не видели ни цели работы, ни ее перспектив. С социальной точки зрения классно-урочная система подвергалась критике за то, что она была ориентирована на воспитание у учащихся пассивного подчинения авторитету, некритичности мысли. Вместе с тем ориентация классно-урочной системы на среднего ученика создает трудности для слабых и сдерживает развитие способностей более сильных учащихся. Идейно-эмоциональное воздействие учителя на коллектив учащихся при классно-урочной системе приобретает однообразный, неиндивидуализированный характер. К числу недостатков классно-урочной системы относятся также необходимость повторного обучения учащихся, не успевающих по одному-двум предметам; невозможность «досрочного» изучения материала способными учащимися и перевода их в следующий класс; ограниченные возможности организации коллективных форм учебной работы. Недостатком также является, как правило, стандартное построение урока от первого до последнего класса, что вызывает у учащихся неудовлетворенность излишней регламентацией, задерживает развитие их самостоятельности. Но этот недостаток не является обязательным следствием классно-урочной системы, а во многом зависит от учителя. Определенные неудобства вызывает классно-урочная система при осуществлении трудового обучения учащихся. Творческие поиски ученых-педагогов и учительских коллективов направлены на совершенствование классно-урочной системы обучения, на поиски новых, оптимальных организационных форм обучения, содействующих активизации умственной деятельности школьников, развитию их самостоятельности, осуществлению индивидуального подхода к учащимся.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005