КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА обучения

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок. Возникла в XVI в. на территории Беларуси и Западной Украины.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
система организации учебных занятий в школе, среднем специальном учебном заведении, при которой обучение проводится фронтально в классах (учебных группах) с твердым составом учащихся (студентов), при твердом расписании, а основной формой является урок (учебное занятие).

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Классно-урочная система обучения
организация учебных занятий в образовательном учреждении, при которой обучение проводится фронтально в классах с постоянным составом учащихся по действующему в течение определенного промежутка времени расписанию, а основной формой занятий является урок. Получила обоснование Я.А. Коменским в ХVI в.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в классы с постоянным составом в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Уроки проводятся по твердому расписанию, составленному на основе учебного плана.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
учебный процесс, при котором ученики группируются по классам и основной формой обучения является урок. Содержание образования в каждом классе определяется учебным планом и программами. Уроки проводятся по твердому годовому расписанию, составленному на основе учебного плана. Место проведения урока – классная комната, учебный кабинет, лаборатория, мастерские.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
организация учебного процесса, при к-рой обучение проводится в классах с постоянным составом учащихся, по твердому расписанию, составленному на основе учебного плана. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские и т. п.

Источник: Педагогический словарь

Классно-урочная система обучения
объединение детей по возрастным группам, в которых весь учебный материал с учетом возраста распределяется по классам и годам обучения, занятия ведутся поурочно в специальных рабочих помещениях, с определенным количеством детей, в течение оптимального для эффективной умственной и физической работы отрезка времени. В современных условиях, под влиянием социального и научнотехнического прогресса, развития педагогической науки и практики, классно-урочная система совершенствуется и трансформируется в классно-кабинетную, урочно-полиморфную, т. е. многоформенную, разнообразную и многообразную по формам.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок. К.-у. с. о. – это организационная упорядоченность системы обучения и руководства ею, систематический и последовательный характер овладения содержанием образования. Но вместе с тем ориентировка К.-у. с. о. на среднего ученика создает трудности для слабых и задерживает развитие более сильных учащихся. Поэтому методика и техника урока в классе предполагает индивидуализацию заданий и задач, эффективные приемы организации внимания более или менее развитых учащихся (Российская педагогическая энциклопедия / ред. кол.: В. В. Давыдов (гл. ред.) и др. – М.: Большая Рос. энцикл., 1993. – Т. 1: А–М. – 608 с.). Е. В. Коваленко

Источник: Глоссарий современного образования.

Классно-урочная система обучения
обоснованная в середине XVII в. Я.А. Коменским организация учебного процесса в школе, когда педагог работает с постоянным составом примерно одинаковых по возрасту и подготовке учащихся (класс) в регламентированные временные отрезки (урок). К.-у.с.о. оказалась незаменимой в эпоху постепенного перехода к массовому обучению. Однако в его структуру заложены противоречия между коллективной организацией деятельности и индивидуальным обучением и развитием каждого ученика, между задачами разностороннего развития и вербальным по преимуществу характером обучения, между временем, необходимым для изучения определенной темы, и временным стандартом урока. Все усовершенствования К.-у.с.о. так или иначе связаны со стремлением разрешить эти противоречия. Наряду с этим идут поиски дополнения или даже замены урока другими формами, в том числе с использованием новых информационных технологий. Полноценной замены К.-у.с.о. пока не найдено.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
Организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок, а содержание обучения в каждом классе определяется образовательным стандартом и создаваемыми на его основе учебными программами и учебными планами. К достоинствам К.-у. с. о относятся: организационная упорядоченность системы обучения и руководства ею, систематический и последовательный характер овладения содержанием образования, а к недостаткам – ориентация на среднего ученика, что создает трудности для слабых и задерживает развитие более сильных учащихся. Индивидуализация заданий и задач, использование современных технологий обучения, приемов обучения в сотрудничестве, центрированного на ученике подходе к обучению (student-centred approach) – все это позволяет в определенной степени преодолеть недостатки К.-у. с. о. (Соловова, 2002; Теоретические основы обучения, 1981).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Классно-урочная система обучения
организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и образовательными программами. Уроки проводятся по твёрдому расписанию, составленному на основе учебного плана. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские, учебно-опытные участки. Исторически данная система обучения пришла на смену индивидуальной и индивидуально-групповой системам, не обеспечивающим охвата большого числа учащихся.
Утверждение классно-урочной системы обученияотносят к деятельности страсбургской школы И. Штурма. Развитие данного обучения в России 19 века связано главным образом с трудами К.Д. Ушинского. В качестве достоинства отмечаются: организационная упорядоченность системы обучения и руководства ею, систематический и последовательный характер овладения содержанием образования. Вместе с тем ориентировка К.-у. с. обучения на среднего ученика создаёт трудности для слабых и задерживает развитие более сильных учащихся. Поэтому методика и техника урока в классе предполагает индивидуализацию заданий и задач, эффективные приёмы организации внимания более или менее развитых учащихся.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА обучения
организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Осн. формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и образовательными программами. Уроки проводятся по твердому расписанию, составленному на основе учебного плана. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские, учебно-опытные участки. Исторически К.-у.с. обучения пришла на смену индивидуальной и индивидуально-групповой системам, не обеспечивающим охвата большого числа учащихся. Утверждение К.-у.с. обучения относят к деятельности страсбургской школы И. Штурма (1538). К.-у.с. обучения была принята также в иезуитских школах и коллегиумах. В 20-30-х гг. 16 в. применялась в общедоступных начальных школах Чехии, Польши, Венгрии, Саксонии и других странах; позже в братских школах. Теоретическое обоснование К.-у.с. обучения дал Я.А. Коменский. Во 2-й половине 18 в. К.-у.с. обучения широко распространилась в школах России. В "Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ" (1782) и Уставе народных училищ 1786 К.-у.с. рассматривалась как осн. организационная форма учебной работы. Развитие К.-у.с. обучения в России в 19 в. связано гл.о. с трудами К.Д. Ушинского. В качестве достоинства К.-у.с. обучения отмечаются: организационная упорядоченность системы обучения и руководства ею, систематический и последовательный характер овладения содержанием образования. Вместе с тем ориентировка К.-у.с. обучения на среднего ученика создает трудности для слабых и задерживает развитие более сильных учащихся. Поэтому методика и техника урока в классе предполагает индивидуализацию заданий и задач, эффективные приемы организации внимания более или менее развитых учащихся. Творческие поиски ученых-педагогов и учителей направлены на совершенствование К.-у.с. обучения, поиски новых оптимальных организационных форм обучения, содействующих активизации умственной деятельности учащихся, развитию их самостоятельности, осуществлению индивидуального подхода к учащимся и т.д. См. также Класс

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
Теоретически концепция классно-урочной системы обучения, ее важнейшие характеристики были обоснованы в XVII в. великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским. Классно-урочной системе присущи следующие характерные черты:
- в группы (классы) постоянного состава входят обучающиеся, примерно одинаковые по возрасту и уровню подготовленности к обучению. Учитель работает со всем классом (фронтально) или с группами внутри классов, давая им разные задания;
- основной формой обучения является урок – отрезок обучения как правило в 40-45 минут, представляющий относительно законченную по содержанию и способу построения единицу учебного процесса (см. педагогический процесс);
- все содержание образования делится на отдельные дисциплины (см. учебный предмет, дисциплина);
- весь период обучения разделен на учебные годы, четверти, учебные дни, каникулы, а занятия ведутся по единому плану и расписанию;
- учитель осуществляет руководство учебной деятельностью, объясняет новый материал, дает задания, контролирует их выполнение. Достоинства классно-урочной системы: четкая организованность и упорядоченность учебной работы, организующая роль педагога, экономичность обучения – сочетаются с рядом серьезных недостатков: ограниченными возможностями индивидуального подхода, ориентацией на «среднего» ученика, работой в едином для всех темпе, преимущественно вербальным (словесным) характером деятельности, определенной искусственностью в делении всех занятий на 40-45 минутные отрезки. Указанные слабости классноурочной системы на протяжении веков вызывали критику и стремление к поискам более совершенных форм обучения. Особенно остро эта критика звучит сегодня, в новых социальноэкономических условиях, в условиях смены парадигм образования. Классно-урочная система может иметь различные модифика ции. Так, современная модификация классно-урочной системы заключается в том, что создаются классы, группы для изучения конкретного предмета, курса у конкретного учителя, преподавателя. Группа, класс как собрание студентов, учащихся, участвующих в одном занятии, после окончания занятия распадается и собирается в следующий раз только на следующем занятии по данному предмету, курсу у данного учителя, преподавателя. После сдачи экзамена, зачета группа расформировывается. Такая форма обучения – условно называемая «предметная» – может быть в максимальной степени адаптирована к запросам и возможностям каждого учащегося, студента, дает возможность естественным образом разделить их по интересам, темпу изучения материала так, что каждый класс, каждая группа будет иметь относительно однородный состав: способный студент не будет страдать от скуки, а слабый получит оптимальную для него методику обучения. Причем такие классы, группы могут состоять и из учащихся разных возрастов, студентов разных курсов. Литература: [32, 47].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА обучения
организация уч. процесса, при к-рой учащиеся группируются в отд. классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Осн. формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется уч. планами и программами. Уроки проводятся по твердому расписанию, составленному на основе уч. плана. Местом проведения уроков служат классные комнаты, уч. кабинеты, мастерские, уч.-опытные участки.
В нач. школе, как правило, за каждым классом закреплена постоянная классная комната с мебелью и оборудованием. Во мн. школах имеются также комнаты для уроков труда, а занятия по музыке и физкультуре проводятся в спец. помещениях. Для учащихся ср. и старшей ступеней обучения предназначаются кабинеты по каждому из уч. предметов, оснащенные необходимым оборудованием и техн. средствами. Занятия по труду проводятся в мастерских и на уч.-опытном участке, занятия физкультурой — в спортзале и на спортплощадке, уроки биологии и географии могут проводиться также на геогр. площадке и пришкольном участке.
Исторически К.-у. с. обучения пришла на смену индивидуальной и индивидуально-групповой системам, не обеспечивавшим охвата большого числа учащихся. Утверждение К.-у. с. относят к деятельности Страсбургской школы И. Штурма (1538), к-рая имела отд. классы, обучение проводилось на основе твердого уч. плана, чередования обучения и отдыха. К.-у. с. была принята также в иезуитских школах и коллегиумах. В 20—30-хгг. 16 в. К.-у. с. применялась в общедоступных нач. школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии, Брауншвейга, Гольштейна. Теоретич. обоснование К.-с. обучения дал Я. А. Каменский.
В 16 в. К.-у. с. применялась в братских школах; во 2-й пол. 18 в. широко распространилась в школах России. В «Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ» (1782) и Уставе народных училищ 1786 К.-у. с. рассматривалась как осн. организац. форма уч. работы.
Развитие К.-у. с. в России в 19 в. связано гл. обр. с трудами К. Д. Ушинского. В первые годы сов. власти обучение в ср. школах строилось на основе К.-у. с. В 20-е гг. распространились такие формы организации обучения, как Дальтон-план, метод проектов и др. В дальнейшем увлечение этими методами обучения было осуждено как «легкомысленное метод. прожектерство» (постановления ЦК ВКП(б) от 25 авг. 1931 и 25 авг. 1932). Осн. формой организации уч. работы в нач. и ср. школе был признан урок. При этом указывалось, что «должны быть всячески развиваемы коллективные формы уч. работы», однако не предусматривалась организация постоянных и обязательных бригад.
В качестве достоинства К.-у. с. отмечаются: организац. упорядоченность системы обучения и руководства ею, систематич. и последоват. характер овладения содержанием образования; своеобразное соревнование между учащимися при коллективном характере обучения на уроке. Изучение материала осуществляется планомерно, со сменой видов деятельности. Более трудные уроки чередуются с более легкими в соответствии с требованиями шк. гигиены. С К.-у. с. связана система предметного обучения, предоставляющая учителям возможность специализации.
Вместе с тем ориентировка К.-у. с. на ср. ученика создает трудности для слабых и задерживает развитие способностей более сильных учащихся. Идейно-эмоциональное воздействие учителя на коллектив учащихся при К.-у. с. приобретает однообразный, неиндквидуализиров. характер. К числу недостатков К.-у. с. относятся также необходимость повторного обучения учащихся, не успевающих по одному-двум предметам; невозможность «досрочного» изучения материала способными учащимися и перевода их в след, класс; ограниченные возможности организации коллективных форм уч. работы. Недостатком также является, как правило, стандартное построение урока от первого до последнего класса, что вызывает у учащихся неудовлетворенность излишней регламентацией, задерживает развитие их самостоятельности. Но этот недостаток не является обязательным следствием К.-у. с., а во многом зависит от учителя. Определенные неудобства вызывает К.-у. с. при осуществлении трудового обучения учащихся.
Творческие поиски ученых-педагогов и учительских коллективов направлены на совершенствование К.-у. с. обучения, на поиски новых, оптимальных организационных форм обучения, содействующих активизации умственной деятельности школьников, развитию их самостоятельности, осуществлению индивидуального подхода к учащимся; экспериментально проверяются разл. формы проведения факультативных и внеурочных занятий, интегрированных уроков.
Мит. Г о л а и т Е. Я., Организация уч. работы в сов. школе, Л., 1957; С т p e з й-козин В. П., Организация процесса обучения в школе, М., 1964; С к а т-кин M. H., Совершенствование процесса обучения, М., 1971; Дидактика ср. школы, M., гл. 6; Дидактика совр. школы, под ред. В. А. Онищука, К., 1987, гл. 6; Дьяченко В. К., Организац. структура уч. процесса и ее развитие, М., 1989. См. также лит. при ст. Урок. М. Н. Скаткин

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА обучения
организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Основной формой обучения является урок. Содержание обучения в каждом классе определяется учебными планами и программами. Уроки проводятся по твердому расписанию, составленному на основе учебного плана. Местом проведения уроков служат классные комнаты, учебные кабинеты, мастерские, учебноопытные участки. По каждому из учебных предметов созданы кабинеты, оснащенные необходимым оборудованием и техническими средствами. Занятия по труду проводятся в мастерских и на учебно-опытном участке, занятия по физкультуре – в спортзале и на спортплощадке, уроки биологии и географии могут проводиться также на географической площадке и пришкольном участке. Исторически классно-урочная система обучения пришла на смену индивидуальной и индивидуально-групповой системам, не обеспечивавшим охвата большого числа учащихся. Утверждение классно-урочной системы относят к деятельности Страсбургской школы И. Штурма (1538). Она имела отдельные классы, обучение проводилось на основе твердого учебного плана, чередования обучения и отдыха. Классно-урочная система была принята также в иезуитских школах и коллегиумах. В 20–30-х гг. XVI в. классно-урочная система применялась в общедоступных начальных школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии, Брауншвейга, Гольштейна.
Теоретическое обоснование классно-урочной системы обучения дал Я. А. Коменский в XVII в. Во второй половине XVIII в. классно-урочная система широко распространилась в школах России. В «Руководстве учителям первого и второго классов народных училищ» (1782) и Уставе народных училищ (1786) классно-урочная система рассматривалась как основная организационная форма учебной работы. Развитие классно-урочной системы в России в XIX в. связано главным образом с трудами К. Д. Ушинского. В первые годы советской власти обучение в средних школах строилось на основе классно-урочной системы. В 1920-е гг. распространились такие формы организации обучения, как Дальтон-план, метод проектов и др. В дальнейшем увлечение этими методами обучения было осуждено как «легкомысленное методическое прожектерство» (постановления ЦК ВКП (б) от 25 августа 1931 г. и 25 августа 1932 г.). Основной формой организации учебной работы в начальной и средней школе был признан урок. Указывалось, что должны всячески развиваться коллективные формы учебной работы, однако не предусматривалась организация постоянных и обязательных бригад. В качестве достоинств классно-урочной системы отмечаются организационная упорядоченность системы обучения и руководства ею, систематический и последовательный характер овладения содержанием образования, своеобразное соревнование между учащимися при коллективном характере обучения на уроке. Изучение материала осуществляется планомерно, со сменой видов деятельности. Трудные уроки чередуются с более легкими в соответствии с требованиями школьной гигиены. С классноурочной системой связана система предметного обучения, предоставляющая учителям возможность специализации. В 1920-е гг. классно-урочная система подвергалась резкой критике. Ее несостоятельность обосновывалась в разных аспектах: психологическом, педагогическом, социальном. В частности, с психологической точки зрения подчеркивалось, что классно-урочная система не учитывает возрастных особенностей учащихся, которые вынуждены быстро переключать внимание с одного предмета на другой, не могут полностью раскрыть свою индивидуальную одаренность.
Например, П. П. Блонский писал: «...уроки чередуются с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или даже на целый год. На одном уроке занимаются одним вопросом, изучают один “предмет”, а на следующем – уже другой “предмет” и другие вопросы, ничего общего не имеющие с предыдущими. Предметы прерывают работу учащихся, уроки растерзывают их внимание». В педагогическом плане недостатками классно-урочной системы считались нарушения педагогических требований к организации обучения: работа дробилась на мелкие части, учащиеся не видели ни цели работы, ни ее перспектив. С социальной точки зрения классно-урочная система подвергалась критике за то, что она была ориентирована на воспитание у учащихся пассивного подчинения авторитету, некритичности мысли. Вместе с тем ориентация классно-урочной системы на среднего ученика создает трудности для слабых и сдерживает развитие способностей более сильных учащихся. Идейно-эмоциональное воздействие учителя на коллектив учащихся при классно-урочной системе приобретает однообразный, неиндивидуализированный характер. К числу недостатков классно-урочной системы относятся также необходимость повторного обучения учащихся, не успевающих по одному-двум предметам; невозможность «досрочного» изучения материала способными учащимися и перевода их в следующий класс; ограниченные возможности организации коллективных форм учебной работы. Недостатком также является, как правило, стандартное построение урока от первого до последнего класса, что вызывает у учащихся неудовлетворенность излишней регламентацией, задерживает развитие их самостоятельности. Но этот недостаток не является обязательным следствием классно-урочной системы, а во многом зависит от учителя. Определенные неудобства вызывает классно-урочная система при осуществлении трудового обучения учащихся. Творческие поиски ученых-педагогов и учительских коллективов направлены на совершенствование классно-урочной системы обучения, на поиски новых, оптимальных организационных форм обучения, содействующих активизации умственной деятельности школьников, развитию их самостоятельности, осуществлению индивидуального подхода к учащимся.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005