ЯЗЫКОВАЯ МОДЕЛЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ЯЗЫКОВАЯ МОДЕЛЬ
Языковое образование, состоящее из постоянных элементов, объединенных закономерной связью, которые могут быть выражены символами. Ср. речевой образец. См. также модель предложения.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ЯЗЫКОВАЯ МОДЕЛЬ
результат процесса познания языка и речи, зафиксированный идеально (мысленно) или материально и отражающий основные свойства исходного объекта с той или иной степенью полноты.
Применительно к языковым и речевым явлениям понятие «модели» осмысляется по-разному. Так, под моделью предложения (его структурной схемой) понимают обобщённый инвариант, существующий в сознании носителя языка и включающий минимальную конфигурацию компонентов предложения, необходимых для реализации его предикативного значения. Модель же высказывания определяется как регулярно воспроизводимая в живой коммуникации совокупность следующих признаков отрезка речи: а) способность быть отдельной репликой в диалоге; б) наличие модели предложения (структурной схемы), реализацию которой представляет собой данное высказывание, или в случае её отсутствия — степень воспроизводимости высказывания как готового речения; в) типовая функция высказывания в контексте и обусловленный этой функцией характер реализации и распространения схемы (последнее — для высказываний, опирающихся на структурную схему предложения); г) характер тема-рематической организации; д) интонационное оформление; е) наличие и позиция вводных и вставных компонентов, междометий, модальных частиц, обращений [Дымарский 2005: 294-295]. Так, реплика Нади из фильма В. Меньшова «Любовь и голуби» Не пойду!имеет грамматическую модель (модель односоставного определённо-личного предложения), элиминацию темы (опущен обстоятельственный компонент; ср.: На свидание / на берег не пойду!) и характерный интонационный рисунок (произносится как бы по слогам с акцентным выделением первого и третьего слогов и резким понижением тона на втором) [Дымарский 2005: 293-294]. Существование речевых моделей объясняется тем, что сама речевая деятельность человека моделируема, т.е. осуществляется по определённым закономерностям.
Исследователи пишут о модели текста как о совокупности определённым образом организованных категорий [Матвеева 1991: 13]; модели речевого акта, включающего отправителя (адресанта), получателя (адресата), собственно сообщение с его языковым кодом, канал связи, обратную связь, коммуникативный контекст и помехи [Иссерс 1999: 12]; модели речевого жанра как «типовом проекте», схеме жанра [Шмелёва 1997: 91] и т.д.
Т.о., если в одних случаях понятие модели отождествляется со схемой/структурой, то в других оно оказывается более широким: схема — это то, что лежит в основе модели, но не исчерпывает её. Так, напр., признано, что в основе стилистических фигур «...лежат определённые схемы, которые в речи могут наполняться каждый раз новыми словами. Эти схемы закреплены многовековой культурной деятельностью человечества и обеспечивают "классичность", отточенность формы» [КРР 1998: 264]. Напр., анафора графически может быть передана так: abb... / abb, где «а» — повторяющийся элемент; «Ь» — неповторяющиеся элементы; косая черта — границы отрезков речи [Хазагеров, Ширина 1999: 276]. Однако модель анафоры представляет собой не только конфигурацию элементов в отвлечении от конкретного лексического наполнения, но и совокупность условий, составляющих «технологию» отклонения от нормы и делающих это отклонение оправданным (о таком понимании модели риторического приёма. См. в [Сковородников 2005: 170]).
Понятие модели используется также применительно к языку в целом: как формальное описание его грамматики и словаря, реализованное в виде системы правил [Мельчук 1999].
Лит.: Апресян Ю.Д. Понятие лингвистической модели // РЯШ. 1966. № 1; Булыгина Т.В., Крылов С.А. Модель // ЯЭС. М., 1998; Дымарский М.Я. Высказывание и коммуникативность // Проблемы функциональной грамматики. Полевые структуры. СПб., 2005; Журавлёва О.В. Когнитивные модели языковой игры (на материале заголовков русских и английских публицистических изданий): АКД. Барнаул, 2002; Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи: АДД. Екатеринбург, 1999; КРР. М., 1998; Матвеева Т.В. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий: ДД. Свердловск, 1991; Мельчук И.А. Опыт теории лингвистических моделей «Смысл ↔ Текст». М., 1999; Налимов В.В. Вероятностная модель языка. О соотношении естественных и искусственных языков. Томск, 2003; Ревзин И.И. Современная структурная лингвистика. Проблемы и методы. М., 1977; Сковородников А.П. О системных основаниях классификации риторических приёмов // Риторика ↔ Лингвистика. Вып. 6: сб. ст. Смоленск, 2005; ОРСРП. Ростов н/Д., 1999; Шмелёва Т.В. Модель речевого жанра// Жанры речи. Саратов, 1997.
Г.А. Копнина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
795.84 кб

Понятие кода в моделировании языковой функции

Мальчукова Н. В.
Essential meaning of the concept of code in modeling of language function is shown. Importance of the interaction of different treatments of the concept of code is emphasized.
Читать PDF
218.80 кб

Моделирование процесса языковой подготовки в вузе

Полесюк Р. С.
В статье говорится о необходимости изменений в национальной вузовской системе обучения иностранным языкам с одновременной трансформацией функций преподавателя.
Читать PDF
895.33 кб

Выбор модели предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе

Сиротова Анна Александровна
Статья посвящена проблеме моделирования предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе. Актуальность указанной темы обусловлена рядом причин.
Читать PDF
583.09 кб

Компетентностная модель языкового обучения в техническом вузе

Тер-авакян Ирина Владимировна
Представлена проблема формирования компетентностной модели, позволяющей интегрировать результаты языкового обучения в широкий контекст высшего профессионального образования.
Читать PDF
146.41 кб

Модель процесса подготовки будущего учителя иностранных языков

Усачева О. В.
Содержание обучения будущего учителя это правильная организация коллективной мыслительной деятельности, в которой формируется мышление, способ деятельности, рефлексия, что и обеспечивает активность обучаемого.
Читать PDF
1.87 мб

Модель языкового развития личности в системе общего образования

Володина Елена Николаевна
В статье осмысляются актуальные проблемы развития личности школьника в условиях модернизации системы общего образования и реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Читать PDF
190.60 кб

Модель развития индуктивного мышления слушателей языковых курсов

Аргишева Ирина Геннадьевна
В статье раскрыта значимость индуктивного мышления для обучающихся в языковых школах и предложена описательная модель его развития, представлена логика ее блоков.
Читать PDF
20.36 мб

Образовательная модель для изучения нескольких иностранных языков

Дубинский Владимир Ильич
Система образования в России подвергается реформированию. Конкурентоспособность людей на рынке труда также начинает зависеть от общей культуры, знаний иностранных языков.
Читать PDF
88.73 кб

Парадипломатия в языковых измерениях: к построению концептуальной модели

Мухарямов Наиль Мидхатович, Закамулина Миляуша Нурулловна
Парадипломатия условное обозначение междунароной активности субнациональных регионов, которая часто сопряжена с языковыми процессами.
Читать PDF
291.26 кб

Антропоцентрическая модель преподавания иностранных языков в неязыковом вузе

Каменева Наталия Александровна
Автором предложена антропоцентрическая модель обучения иностранным языкам, основанная на конкретных потребностях личности и ориентированная на достижение практического результата в овладении языковыми и лингвистическими навыками и
Читать PDF
1,003.27 кб

Семантические процессы сознания: от вычислительных моделей к языковому опыту

Барышников П.Н.
Цель данной работы состоит в сравнительном анализе концептуально семанти ческих связей, выводимых в процессе сознательного опыта и при работе современных искусственных интеллектуальных систем.
Читать PDF
953.55 кб

Использование моделей смешанного обучения в процессе изучения иностранных языков

Безверхая Александра
В статье освещается актуальная проблема внедрения педагогических инноваций и современных он-лайн технологий в учебный процесс.
Читать PDF
433.62 кб

Языковая модель смыслотворчества для самовоспитания структуры ценностей личности

Шульмин Максим Петрович
Освещены результаты применения языковой модели смыслотворчества для самовоспитания структуры ценностей личности, рассматриваются роль языка в когнитивных процессах, актуальность деятельности по самовоспитанию структуры ценностей л
Читать PDF
282.37 кб

К созданию новой модели развития языковых компетенций в условиях неязыкового вуза

Баграмянц Н. Л., Ивлева М. Л.
В статье рассматриваются содержательные, организационные и методические аспекты языковой подготовки, предлагаются методы и приемы обучения иностранному языку, использование которых поможет создать условия для целенаправленного ком
Читать PDF
351.56 кб

Педагогическая модель реализации гуманистического подхода к языковому тестированию

Мильруд Р. П., Матиенко А. В.
Millrood R.P., Matienko A.V. Pedagogical model for implementing humanistic approach to language testing. The article deals with the issue of developing a pedagogical model for implementing humanistic approach to language testing.