ИЗУЧЕНИЕ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ

Найдено 1 определение
ИЗУЧЕНИЕ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
. Главными задачами изучения трудовых процессов являются совершенствование методов и приемов труда, достижение правильного сочетания действий человека и машин, внедрение четкого регламента выполнения основных и вспомогательных работ. А отсюда и повышение качества обучения учащихся и молодых рабочих.
Анализ трудового процесса имеет своей целью определение целесообразности существующих методов и приемов труда и направлений их совершенствования. Анализу подлежат: содержание трудового процесса; порядок и последовательность выполнения трудового процесса; содержание приемов, методов их выполнения и траектории движений.
При анализе содержания трудового процесса выявляются лишние приемы, действия и движения. Лишними приемами часто оказываются перекладывание предмета труда или инструмента из одной руки в другую, статические приемы (держать, поддерживать), переходы в пределах рабочего места и вне его и т.д. Лишними движениями чаще всего бывают наклоны, повороты, приседания и т.д.
Анализ порядка и последовательности выполнения трудового процесса позволяют выявить возможности для перекрытия времени выполнения ручных приемов машинным временем работы оборудования, совмещения во времени отдельных приемов за счет одновременной работы правой и левой рук и ног.Изучение содержания приемов, методов их выполнения и траектории движений проводится в целях рационализации:
рабочей позы – выясняется удобство и устойчивость положения рабочего, степень наклона и поворота корпуса и головы, правильность положения рук, предплечья и плеча, отсутствие лишнего статического напряжения;
сопряжения рук рабочего с инструментом, материалами, приспособлениями и элементами управления оборудованием – рассматривается расположение пальцев, положение кисти рук, степень обеспечения быстроты и удобства взятия предмета, выгодного приложения усилий и правильность их распределений;
способа выполнения движений – рассматривается траектория, длина пути, оптимальность скорости, точность, своевременность усилий, анализируется возможность выполнения работы пальцами вместо всей кисти, кистью вместо руки и т.д.
Характер движения во времени – рассматривается наличие пауз, не вызванных потребностью отдыха, совмещенность движений во времени, естественность и удобство координационных движений, наличие ненужных остановок, торможений, изменений направления движений, ритмичность движений.
Разработка методических принципов изучения трудовых процессов требует классификации задач изучения трудовых процессов. Прежде всего следует различать задачи конкретные и типовые. Конкретные – это задачи, решаемые для определенных, частных условий, характерных для данного предприятия (цеха, участка и т.п.), рабочего места или операции. Типовые задачи предусматривают общие для ряда операций, рабочих мест условия труда. Степень детализации задач и, соответственно, их решений может быть различной.
Задачи И.т.п. можно систематизировать в соответствии с простыми моментами труда. Процесс труда представляет собой единство трех простых моментов: собственно труда, предметов труда и средств труда (к последним, взятым в широком смысле, могут быть отнесены и условия труда).
Классификация задач И.т.п. по отношению к простым моментам труда может быть представлена следующим образом:
I. Задачи, связанные с собственно процессом труда: определение состава работ (элементов);
выбор способа выполнения отдельных элементов; построение процесса во времени;
построение процесса в пространстве; распределение работ по исполнителям.
II. Задачи, связанные со средствами труда (технологическое оборудование; технологическая оснастка; подъемно-транспортное оборудование; оргтехника):
выбор или проектирование; распланировка;
определение рациональных технологических режимов.
III. Задачи, связанные с условиями труда (метеорологические условия; загрязненность воздуха; производственные излучения; освещенность; производственный шум; вибрация; формы и окраска окружающих предметов):
определение оптимального уровня;выбор метода и технических средств; расположение технических средств.
IV. Задачи, связанные с процессом обучения рабочих:
определение способов повышения эффективности формирования профессиональных навыков;
выявление зависимости между уровнем сформированности профессиональных навыков, качеством продукции и выполнением выработки.
При изучении и анализе трудового процесса следует рассматривать все его компоненты в единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии.
Результаты И.т.п. могут быть использованы в различных областях науки и общественной практики. Значение такого изучения заключается и в том, что оно позволяет определить новые пути и способы повышения производительности труда за счет оптимизации производственной деятельности человека. Это может быть достигнуто как непосредственным образом (рекомендации по совершенствованию процессов труда и их организации), так и опосредованным способом (путем создания более совершенных учебных программ, разработки оптимальных методов и форм профессионального обучения, эффективных методов профессиональной ориентации и профессионального отбора).
Кроме того, результаты изучения трудовых процессов могут быть использованы в экономике, социологии, психологии, физиологии, педагогике.
В экономике и социологии – при разработке вопросов о связях и отношениях между трудом индивида и трудом всего общества; при разработке более совершенных форм разделения труда; при выявлении современного характера перемены труда и др.
В психологии и физиологии – при исследовании психологических свойств и особенностей человека в его производственной деятельности, при разработке систем «человек – машина», «человек – производство» и т.п.
В педагогике данные о содержании и классификации трудовых процессов необходимы, для того чтобы:
определять общетрудовые знания, навыки и умения;
выявлять специальные знания, необходимые для конкретного производства; определять степень сложности трудовых процессов и их воспитательные возможности;
определять воспитательные возможности и дальнейшее развитие коллектива обучающихся;
выявлять соотношение трудовых функций, характеризующих физическую и умственную деятельность рабочего в трудовом процессе;
выявлять рациональное соотношение общеобразовательной, общетрудовой и социальной подготовки;
целенаправленно воздействовать на формирование общетрудовых умений и профессиональную подготовку рабочего;
моделировать профессии и составление профессионально-квалификационных характеристик, являющихся базой для разработки учебно-программной документации;
создавать профессиограммы, разрабатывать методы профессионального отбора и адаптации;
заранее выявлять требования новых профессий к психофизиологическим качествам личности рабочего.Результаты изучения нужны и предприятиям, чтобы: создавать новые средства механизации и автоматизации;
разрабатывать прогрессивные технологические процессы, оптимально учитывающие возможности и способности человека;
совершенствовать методы и приемы труда; расширять трудовые функции рабочих;
разрабатывать и внедрять четкий регламент основных и вспомогательных работ; устанавливать оптимальные зоны обслуживания;
совершенствовать орудия труда в направлении лучшего их приспособления к человеку, для правильного сочетания действий человека и машины;
предвидеть отмирание одних трудовых процессов и возникновение новых; выявлять резервы производства;
выявлять, рационально распределять и использовать трудовые ресурсы; внедрять более современную организацию труда.
Лит.: Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1996.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Похожие термины:

  • МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ

    К основным методам изучения трудовых процессов относятся: анализ и синтез, наблюдение, объяснение, опрос, беседа, анкетирование, измерение, эксперимент, моделирование. Целесообразность выбора тог
  • СРЕДСТВА ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ

    . Для изучения трудовых процессов применяются различные технические средства (ТС). Их применение зависит от цели изучения. В частности, применяется оптическая запись, хроноциллография, киносъемка