МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ

Найдено 1 определение
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ
. К основным М.и.т.п. относятся: анализ и синтез, наблюдение, объяснение, опрос, беседа, анкетирование, измерение, эксперимент, моделирование.
Вопрос о целесообразности выбора того или иного метода изучения может быть решен, исходя из частоты повторяемости и массовости применения того или иного трудового приема. Так, в условиях массового производства, где имеет место частая повторяемость трудовых приемов и движений и намного возрастает взаимосвязь рабочих мест, для изучения и анализа трудовых процессов оправдано применение сложных и дорогостоящих методов – киносъемки, осциллографии и т.п.
В условиях серийного и особенно мелкосерийного производства для изучения трудовых процессов используются преимущественно хронометражные, фотохронометражные наблюдения.
Одним из основных методов поэлементного изучения содержания труда рабочих в профессиональном аспекте является метод непосредственного наблюдения трудового процесса.
Применение этого метода основано на выявлении количественных характеристик затрат рабочего времени в соответствии с установленной структурой функций.
Прямое наблюдение позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений, доступных восприятию наблюдателя в момент проявления деятельности человека.
При методе косвенного наблюдения изучающий использует сведения компетентных лиц. Оценка этого явления проводится по различным шкалам.
Определенное значение имеет метод психологического наблюдения, объектом которого являются психические процессы, в частности активность, наблюдательность, сознательность, интерес, внимание и т.д.
Дистанционным называется метод наблюдения, при котором наблюдатель находится на таком расстоянии от объекта изучения, что непосредственное наблюдение невозможно. Для дистанционного наблюдения используют различные технические средства: бинокль, зрительную трубу, перископ, промышленную телевизионную установку и др.
Метод моментных наблюдений представляет собой способ получения необходимых фактических данных в случайные моменты времени. Точность результатов наблюдения или степень приближения их к фактическому положению зависит от количества наблюдений.
Использование этого метода для исследования профессионально-функциональных затрат рабочего времени требует прежде всего четкой квалификации основных функций, их элементов или комплексов. Применяя классификацию структурных элементов трудового процесса и обозначая момент фиксации того или иного элемента трудового процесса условным шифром, наблюдатель подсчитывает время, затраченное на выполнение той или иной трудовой функции, ее элемента или комплекса.
Материалы наблюдения позволяют определить содержание данного трудового процесса и сделать необходимые выводы о направлениях его совершенствования в профессионально- квалификационном аспекте, а также его структуру, динамику в условиях современного научно-технического процесса и тенденции дальнейшего развития. Метод моментныхнаблюдений обеспечивает массовость и, следовательно, высокую достоверность полученной информации при сравнительно небольших затратах труда на проведение самого изучения и его первичную обработку.
Другая разновидность этого метода – длительное скрытое наблюдение.
Отсроченное наблюдение проводится с помощью аппаратуры: фото-, киносъемочной и осциллографической.
Хронометраж – это изучение операции путем наблюдения и измерения затрат рабочего времени на выполнение отдельных элементов работы.
Наряду с проведением хронометража отдельных операций организуется комплексный хронометраж, который предусматривает одновременное изучение совокупности рабочих процессов, имеющих определенную технологическую связь и последовательность выполнения работ.
Самофотография рабочего дня представляет собой учет затрат рабочего времени, проводимый самими работающими с целью выявления и совершенствования структуры рабочего времени, фактического содержания труда рабочих. Массовость, экономичность самофотографирования и возможность при этом в короткий срок получить необходимые данные по значительному числу рабочих позволяет рекомендовать применение данного метода в качестве дополнительного при изучении содержания труда рабочих.
Простейшей разновидностью фотографий рабочего времени методом моментных наблюдений является проведение групповой фотографии путем обхода и фиксации моментов через определенные промежутки времени, например 3–5 мин. Таким путем моментные наблюдения обычно проводятся за работой 4–6 рабочих в течение всей смены и обеспечивают точность наблюдений в пределах С 5%.
При проведении индивидуальной фотографии рабочего времени, а также групповой фотографии, когда наблюдение проводится с целью получения средних затрат рабочего времени по каждой из трудовых операций определенной группы рабочих, может быть использована простейшая форма листа наблюдения, оборотная сторона которого содержит только перечень затрат рабочего времени.
Беседа, опрос как метод изучения элементов и сторон содержания труда рабочих позволяет дополнить и проверить данные, полученные путем непосредственного наблюдения. Проведение подобных бесед и опросов дает возможность изучающему выявить и проанализировать все факторы, которые (по мнению исполнителей) оказывают отрицательное влияние на порядок построения трудового процесса.
При помощи анализа можно выделить однородные факты и отделить их от второстепенных, при этом определить часто встречающиеся и повторяющиеся факты, установить, что в них является общим и типичным, а что случайным, а также выявить связи и взаимодействие между частями изучаемого явления, проникнуть в их сущность, а при помощи синтеза – мысленно соединить в единое целое.
При помощи анализа и синтеза выявляются новые тенденции и закономерности, позволяющие выдвигать новые идеи, определять, в каком направлении опыт может развиваться в будущем.
Широкое распространение в изучении трудового процесса получил метод анкетирования, или письменного опроса. Рабочему выдают анкету, в которой он должен ответить на вопросы.
К очень важным М.и.т.п. относится измерение, которое позволяет оценить трудовой процесс рабочего по количественным показателям. Поскольку основная задача научной организации труда – экономия рабочего времени, энергии рабочего, то методом измерения определяют характеристики, оценивающие прежде всего указанные факторы. Например, при изучении потерь рабочего времени измеряют время простоя, при изучении приемов работы определяют время, которое необходимо для выполнения данной операции в целом.Эксперимент – один из М.и.т.п. Эксперимент – это научно поставленный опыт, в нем точно учитываются различные внешние условия, в которых протекает трудовой процесс. Эксперимент позволяет исследователю следить за ходом трудовой деятельности и воссоздать ее при повторении определенных условий.
При лабораторном эксперименте, проводимом в специально оборудованных лабораториях, используются наиболее точные приборы и аппаратура, создаются наилучшие условия для трудового процесса.
Естественный эксперимент проводится в обычных для данного трудового процесса условиях, т.е. на рабочем месте, в привычной для рабочего обстановке. Поэтому имеется возможность воспроизводить необходимые для изучения факторы, влияющие на процесс трудовой деятельности, изменять условия, тщательно контролировать и регистрировать получаемые результаты.
Любому из описанных М.и.т.п. присущи определенные преимущества и недостатки, поэтому каждый метод в отдельности используется сравнительно редко. В основном для получения объективных и научно достоверных данных применяется сочетание различных методов.
Лит.: Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С.Я. Батышева. – М., 1996; Дидактика производственного обучения. – М., 1973.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.