Интериоризация
процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Интериоризация
овладение социальным опытом, превращение внешних условий во внутреннее состояние.
Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии
Интериоризация
перенос общественных представлений в сознание индивида, внешних материальных операций во внутренние умственные.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
(лат. interior внутренний) – процесс преобразования внешних действий, операций во внутренние, умственные действия и операции.
Источник: Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии.
Интериоризация
процесс перехода внешних по форме процессов с внешними предметами во внутренние процессы (в умственном плане, в плане сознания).
Источник: Педагогическая психология
Интериоризация
[лат. interior – внутренний] – переход извне внутрь; процесс переноса (преобразования) внешних действий (структур) во внутренний план.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
Интериоризация
от лат. интериор - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
Источник: Педагогическая антропология. Словарь
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности; присвоение общепринятых норм во внутреннее содержание личности.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Интериоризация
от лат. interior -внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие И. было введено французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.).
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. В отечественной психологии трактуется как поэтапное преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания [24, c. 51; 61, c. 51; 80, c. 203; 82, c. 288].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Интериоризация
(от лат. interior – внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, т. е. превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные, оперирующие символами. Согласно культурно-исторической теории формирования высших психических функций интериоризация является основным механизмом их развития.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
(лат. interior – внутренний) — психологическое понятие, означающее формирование стабильных структурнофункциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами (напр., формирование внутренней речи по отношению к внешней речи). Иногда расширенно трактуется в смысле любого усвоения информации, знаний, ролей, ценностных предпочтений и т. п.
Источник: Словарь-справочник по специальному образованию
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
(от фр. interiorisation – переход извне внутрь, от лат. interior – внутренний). Превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные процессы. Является механизмом развития психических функций. И. связана с развитием языковых способностей. Стадии И. исследовались в работах, посвященных умственным действиям (например, в теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин).
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Интериоризация
лат. – внутренний) – процесс и результат перехода внешней информации во внутренне содержание, действие. Интериоризация означает в прямом смысле «уходить во внутрь». Так усвоение знаний протекает как процесс интериоризации информации, формирование умений и навыков полностью строятся на этом же процессе. Интериоризация (интернализация) есть психический механизм такого перехода, перевода. Именно с учетом и на основе его разработана теория поэтапного формирования умственных действий.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
от лат. interioris — внутренний) — переход извне вовнутрь. В психологию понятие И. введено фр. социологом Э. Дюркгеймом, отождествляющим его с социализацией. И. — одно из основополагающих понятий культурно-исторической теории отечественного психолога Л. С. Выготского. По его мнению, всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, соц. форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем в результате И. становится компонентом психики отдельного индивида. Особое место И. занимает в работах фр. психологов П. Жане, Ж. Пиаже.
Источник: Педагогический словарь
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
(от лат. внутренний)преобразование структуры внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания, то есть превращения интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные) отношения с самим собой; всякая форма человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность и лишь затем в результате И. становится компонентом психики отдельного индивида.
Интернализация — в социальной психологии рассматривается как процесс, в ходе которого ценности и идеи впитываются индивидом, принимаются как свои собственные и соответственно воспринимаются как естественные и нормальные.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Первоначально развернутое материальное действие в процессе И. обобщается, сокращается и на заключительной ее стадии (в умственном плане) приобретает характер психического процесса. Стадии И. прослежены в работах, посвященных умственным действиям (в частности, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина). — перевод социальных, внешних по отношению к личности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т.е. образование новых по мере развития психологических структур личности. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) См. также Гальперин П.Я.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Интериоризация
(от лат. interior — внутренний) — процесс формирования внутренних структур психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности. Иногда расширенно трактуется в смысле усвоения любого знания, ценностей, социальных представлений, ролей и т.п. Понятие И. использовалось представителями французской социологической школы (Э.Дюркгейм, П.Жане), является одним из центральных понятий культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, разрабатывалось в генетической психологии Ж.Пиаже. Согласно представлениям Выготского, И. — «вращивание» заключается в формировании внутренних средств сознательной деятельности из внешних средств общения. Можно выделить следующие стадии интериоризации: 1) взрослый через вербальное воздействие побуждает ребенка выполнить какое-либо действие; 2) ребенок с помощью речи воздействует на взрослого, вызывая его активность; 3) ребенок начинает воздействовать словом на свою деятельность и таким путем активизирует ее «изнутри». Механизм И. подробно изучен П.Я. Гальпериным применительно к проблеме формирования умственных действий в условиях целенаправленного обучения.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ
франц. interio-risation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний), формирование внутр. структур человеческой психики посредством усвоения внеш. социальной деятельности. И. не сводится к получению «извне» для последующей переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации посредством механизмов восприятия и памяти. Понятие И. введено франц. социологи, школой для обозначения заимствования осн. категорий индивидуального сознания из сферы обществ. представлений. В заруб. психологии роль и механизмы И. трактуются по-разному. Э.Дюркгейм связывал И. с социализацией личности. Согласно Ж. Пиаже, И. происходит вместе с формированием речи (значения слов «находятся» в сознании). Сходные с И. понятия используются в психоанализе при объяснении формирования бессознательного под влиянием межиндивидуальных отношений.
В отеч. психологии И. рассматривается как преобразование строения предметной деятельности в структуру внутр. плана сознания. Согласно Л. С. Выготскому, всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми и только затем, в результате И., становится психич. процессом отд. индивида. Выготский рассматривал образование форм речевого общения как процесс формирования высших, специфически общественных, орудийно опосредствованных психич. функций. Экспериментально показано (А. Н. Леонтьев), что этот процесс происходит в ходе онто-генетич. развития ребенка, между 5 и 11—12 годами. Стадии И. прослежены в работах, посвященных умственным действиям (в частности, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина). Первоначально развернутое материальное действие в процессе И. обобщается, сокращается и на заключит. ее стадии (в умственном плане) приобретает характер психич. процесса.
Лит.: Выготский Л. С., Мышление и речь, Собр. соч., т. 2, М., 1982; его ж е, История развития высш. психич. функций, там же, т. 3, М., 1983; Гальперин П. Я., К учению об интериоризации, ВП, 1966, №6; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1981.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия