С позиции антропологического подхода рассматривается как некий набор социальноантропологических качеств и потенций, формирующих новую, сверхадаптивную природу человека. Набор этих качеств обеспечивает максимальную самореализацию человека и его включенность в инновационную деятельность. Инновационный потенциал с позиции социально-психологического подхода – это набор социально-психологических качеств, тесно связанных с личностной самодиагностикой, самоконтролем, самоуправлением самодисциплиной, а также с решением внешних социальных проблем. Инновационный потенциал личности с позиции социологического подхода – это процесс функционирования социальных механизмов, регулирующих инновационную деятельность, а также особенности проявления инновационного потенциала личности в рамках определенной организации. Инновационный потенциал человека рассматривается как личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве базального основания для инициации инновационного поведения. Одним из таких условий выступает модальность эмоциональноустановочного комплекса, позволяющая человеку включаться в режим саморазвития, когда в окружающей среде открывается возможность перехода в такой режим. Инновационный потенциал личности связывают с развитием таких ее качеств: (1) толерантность к неопределенности, способность к оправданному риску, ответственность, потребность в самореализации, мотивация достижения, рефлексивность, креативность (качества интеллекта, интеллектуальная инициатива); (2) проектная, коммуникативная, информационная компетенции; (3) витальность – особенности ценностно-смысловой организации жизненного мира, жизнестойкость, суверенность, трудоспособность, мобилизационный потенциал, уровень саморегуляции, ориентация человека на определенное качество жизни. Модель инновационного потенциала должна включать в себя компоненты, детерминирующие создание, возникновение новых решений, связанные со способностью нестандартно мыслить; открытостью опыту, стремлению к переменам. Для успешного применения новых решений необходимы независимость, способность бросать вызов и отстаивать свои идеи; гибко подходить к рабочим процессам. Кроме того, необходима положительная установка по отношению к изменениям и переменам в организации, основанная на понимании собственной способности осуществлять эти изменения, быть активным носителем перемен. Исходя из этого, компонентная модель инновационного потенциала включает в себя:
- компонент активности – общую жизненную позицию, связанную с субъектным подходом к жизни, внутренней энергией, инициативностью;
- мотивационный компонент, характеризующий внутреннее стремление к новому, неизвестному, к изменениям;
- когнитивный компонент, связанный со способностью к нестандартному мышлению;
- социальный компонент, характеризующий отношение профессионала к окружающим, его независимую позицию;
- компонент отношения к работе, связанный с гибкостью подхода к рабочим задачам,
- компонент готовности к инновациям, являющийся своего рода «переключателем» потенциального в актуальное. (Толстов С.Н. Инновационный потенциал и образовательная среда как акмеологические ресурсы развития / Толстов Сергей Николаевич, Шмелева Елена Александровна // Научный журнал КубГАУ. – 2012. – № 79 (05); Ким Т. Д. Психологические компоненты инновационного потенциала профессионала : автореф. дисс. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Ким Татьяна Дмитриевна ; ФГБОУ ПО «ЮУрГУ» (НИУ). – Челябинск, 2013). Е. Ю. Усик