Индивидуальный стиль педагогической деятельности
Индивидуальный стиль педагогической деятельности
(от франц. style < греч. stylos — палочка с острым концом для писания для навощенных досках) — средства и способы педагогической деятельности и общения (система приемов, склад мышления, манера общения, способы предъявления требований и разрешения конф ликтов), характерные для определенного педагога, определяющие самобытность его способов самовыражения и неразрывно связанные с системой его взглядов и убеждений. Через И.с.п.д. возможности педагога реализуются наиболее полно. И.с.п.д. невозможно заимствовать или тиражировать, он определяется свойствами личности и организма, типом нервной системы и темпераментом. Формированию И.с.п.д. способствует нацеленность педагога на развитие другого человека, желание помочь его становлению. Стремление к поиску лучших решений в этой области ускоряет процесс совершенствования педагогического мастерства, неразрывно связанного с самопознанием, опорой на сильные и нейтрализацией слабых сторон своего типа нервной системы и темперамента, выяснением доминирующей профессионально-педагогически значимой черты характера, обнаружением ведущего фактора индивидуальности.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности
система способов педагогической деятельности, детерминированная индивидуально-психологическими и нравственными особенностями педагога. Понятие И.с.п.д. возникает в результате смысловой интеграции категорий «деятельность», «стиль», «индивид» (т.е. конкретный человек, к-рый в этом понятии может рассматриваться не только на уровне индивидности, но и как личность, субъект деятельности, индивидуальность). В связи с этим, понятие И.с.п.д. является многоуровневым и многомерным. Можно говорить об И.с.п.д. на уровне личности и на уровне индивидуальности. И.с.п.д. в реальности всегда многомерен: в нем проявляются (по крайней мере в снятом виде) и свойства индивида, и свойства личности, и свойства индивидуальности. Однако педагогическая деятельность будет успешной, если структура этой деятельности будет соответствовать структуре качеств педагога (как индивида, личности, индивидуальности). При этом успешность деятельности может оцениваться только в рамках определенного уровня. Свойства и качества иного уровня по отношению к необходимым для успешности данной деятельности могут повышать или снижать эффективность этой деятельности. Общая тенденция в достижении педагогического совершенства состоит в трансформации И.с.п.д. (преобразовании системы индивидного стиля в систему стиля педагога как индивидуальности).