путь самодвижения обучающегося от непонимания к пониманию, от неумения к умению, от незнания — к знанию. В большинстве случаев отличается от последовательности изучения перечня дисциплин, установленного учебным планом образовательного учреждения, или от предложенного им темпа усвоения материала.
Исторически ИОМ были признаны образовательными учреждениями еще в 1732 г. Кадеты сухопутного корпуса не зависели в сроках прохождения учебного курса от общего регламента. Один ученик по разным дисциплинам мог учиться в разных «классах». Мог переходить из «класса» в «класс» в любое время года, по мере усвоения им программного материала, вне зависимости от темпов учения других. Понятие «учебный год» субъективно: кто-то изучит годовой объем материала быстрее и «перейдет» в следующий «класс» раньше.
ИОМ представляет собой зафиксированный результат выбора учеником последовательности и формы знакомства с информацией, ее содержания, темпа учения, вариантов самооценки и презентации продуктов своего образования окружающим. Рамки индивидуального образовательного маршрута субъективны, их определяют интересы и потребности ребенка, запросы родителей, профессиональный уровень педагогов. Организация обучения, предусматривающая ИОМ, отличается от традиционной тем, что ученикам разрешают не посещать занятия в составе постоянной и утвержденной группы детей, а приходить на те занятия и выбрать тот уровень преподавания, которые нужны каждому из них. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает особое расписание, поскольку необходимо обеспечить, с одной стороны, посещение ребенком занятий по тому или иному предмету на разных уровнях сложности и, с другой, — выбор им педагога, чей стиль преподавания максимально соответствует стилю учения. Приведем фрагмент такого расписания (см. табл. на стр. 53).
Ученик, самоопределяясь в ИОМ, последовательно становится участником различных микрогрупп (в том числе и разновозрастных), что максимально соответствует реальным жизненным ситуациям.
Для фиксации ИОМ необходима Маршрутная книжка ученика/ студента.
«Карта индивидуального развития и профессионального становления студента» — диагностическая система, предназначенная для отслеживания профессионального становления студента на практике, состоящая из следующих компонентов:
Цель — зафиксировать: -индивидуальные особенности: способности, темперамент, самооценку;
-особенности поведения студента в системе межличностных отношений (поведение в конфликте; социальный статус в группе; свойства личности, проявляющиеся в
межличностных отношениях);
-профессиональную направленность личности (мотивы педагогической деятельности, профессиональная направленность, профессиональный интерес, способность к эмпатии).
Блок профессиональной компетентности.
Цель — отследить внутренний и внешний процессы становления профессиональной компетентности посредствам самооценки и экспертной оценки уровня развития ключевых, базовых и специальных компетенций.
Е.А.Александрова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Источник: Антропологический деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус. 2005