Характеристики творческого потенциала

Найдено 1 определение
Характеристики творческого потенциала
Многоуровневость содержания (отражением является полисемантичность понятия «Т.П. личности»). Характеризуются уровнями: * широкий: данное потенциальное образование рассматривается как всеобщее свойство развивающихся психических сил; * промежуточный: за основу берется максимально возможный уровень развития данного свойства, детерминированный, с одной стороны, анатомо-физиологическими, психическим характеристиками человека, с другой стороны - конкретным состоянием развития общества, принятой в нем нормой творческой самореализации и самоосуществления, транслируемой, в том числе, через систему образования; * узкий: на первый план выступает уровень развития анализируемого потенциального образования, характерный для статистического большинства проявлений данной социально-исторической ситуации. Диалогичность. Реализация Т.П. есть диалог потенциального и актуального личности с окружающим миром и другими людьми, человека с самим собой. Диалог – это субъект - субъектное взаимодействие различных смысловых позиций. Он составляет решающий интеллектуальный центр саморегуляции личности, обеспечивая формирование и развитие индивидуальной и авторской позиции личности. Социальность. Наряду с природой (изменение с возрастом психофизических показателей человека) и индивидуально-личностной динамикой (усложнение с возрастом внутренней жизненной, обогащение когнитивной сферы, потребностно - мотивационной сферы, развитие сознания и т.п.) процесс развития творческого потенциала личности имеет социально-историческую динамику (изменения, продиктованные развитием общества, в частности, наличием «социального запроса» на творческое самоосуществление человека, принятой «социальной нормой» данного самоосуществления). Такие потенции превращаются в нечто реальное лишь постольку, поскольку проявляется способность по-разному воспринимать и усваивать социальный опыт. По отношению к индивиду общество может выполнять различные функции: способствовать раскрытию и развитию потенциальных сил человека, его внутренних побуждений, придавая им искаженную форму. Системность. Т.П. имеет системный характер, в силу чего он обладает всеми атрибутами, свойственными самоорганизующимся, целеустремленным, саморазвивающимся системам (устойчивость, потребность в развитии и самореализации), и имеет собственную внутреннюю логику развития, не сводимую к логике суммы ее подсистем (элементов) и логике развития каждой подсистемы в отдельности (Л.В. Сохинь, В.А. Тихонович).

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
248.61 кб

Ценностные характеристики творческого потенциала педагога

Мартишина Нина Васильевна
В статье раскрыты сущность и структура творческого потенциала педагога, конкретизированы его критерии и показатели. Особое внимание уделено ценностным составляющим данного профессионально-личностного феномена.
Читать PDF
246.21 кб

Уникальные характеристики творческого потенциала будущего педагога-музыканта

Сокерина Ирина Владимировна
В статье рассматривается специфика творческого потенциала будущего педагога-музыканта.
Читать PDF
1.67 мб

Исследование критериальных характеристик творческого потенциала студентов технических вузов

Мартыновская Светлана Николаевна, Долматов Сергей Николаевич, Сухенко Наталья Владимировна
Представлена диагностики выявления уровня развития творческого потенциала будущего инженера в процессе эвристического обучения в техническом вузе.