Гуманизация образовании
Гуманизация образовании
[гуманность + образование] – направление развития образования, предполагающее гармонизацию взаимоотношений и взаимодействий человека и общества, обеспечение их параллельного, эффективного развития. Г.о. направлена на использование и создание таких форм, содержания и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности ребенка. Г.о. в современной школе противостоит безличной, «бездетной» педагогике, где ребенок выступает в качестве некоторого усредненного объекта обучения и воспитания. Таким образом, Г.о. противостоит социоцентризму в образовании, которое еще широко распространено в современной школе под прикрытием социализации и профессионализации личности учащихся. Г.о. ориентирована на формирование навыков саморазвития обучащихся, на формирование и реализацию вариативных образовательных систем и вариативных педагогических технологий, учитывающих особенности обучаемых. Г.о. предполагает также реализацию интегральных моделей обучения и воспитания, в которых индивидуальность ребенка выступает как саморегулируемая система, детерминированная собственным биосоциальным и личностно развивающим потенциалом, интегрирующим индивидные, личностные и субъектно-деятельностные свойства. Педагогические воздействия в рамках интегральной модели ориентированы на осуществимость индивидуальности учащихся и педагогов. В процессе Г.о. система знаний, которую излагает учитель, воспитательные воздействия, которые он оказывает на учащихся, воспринимаются лишь в преломлении личностей, индивидуальностей участников образовательного процесса. В этих условиях образовательный процесс превращается в совместную духовно практическую деятельность учащихся и педагога. Г.о. детерминирована общей тенденцией гуманизации человечества.