ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
его акцентированность на личности, приобретение личностной ориентированности, процесс, направленный на подготовку студента в стенах высшего учебного заведения к выполнению в будущем широкого спектра профессиональных и социальных функций, способствующий развитию социальной устойчивости и адаптации к внешним факторам.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
один из новых социально-педагогических принципов профессиональной педагогики, отражающий направленность развития системы профессионального образования на гуманные отношения в обществе как общечеловеческую ценность.
Введение данного принципа в профессиональную педагогику было продиктовано необходимостью преодоления технократических тенденций в профессиональной подготовке рабочих и специалистов, сводящих их роль к одной из функций в производственном процессе, что особенно характерно для индустриального типа производства.
Г.п.о. как социально-педагогический принцип предполагает такое изменение организационных форм, содержания, методов, средств профессионального образования, которое основывается:
1) на обогащении содержания труда, ограниченного узкофункциональными исполнительскими рамками, с помощью внедрения производственных и педагогическихтехнологий профессионального обучения, ориентированных на подготовку рабочих широкого профиля и высокой квалификации, на новые экономические формы организации и стимулирования труда, на развитие индивидуальной и коллективной инициативы работников;
2) на повышении у учащихся и студентов удовлетворенности трудом и учебой, основанной на взаимосвязи экономических и педагогических механизмов стимулирования профессионального обучения и деятельности;
3) на разработке правовых основ социальной защиты прав молодежи (учащихся, выпускников профессиональных училищ, молодых рабочих, студентов техникумов, колледжей, высших учебных заведений) в условиях рыночной экономики, обеспечения гарантий их профессионального и квалификационного роста;
4) на расширении в содержании профессионального образования круга гуманитарных дисциплин, гуманитаризации профессионального образования;
5) на формировании гуманных отношений между учащимися, студентами и инженерно- педагогическими работниками, в профессорско-преподавательском составе учебных заведений профессионального образования, при которых каждый человек относится к другому как к себе самому, а к себе – как к другому, исходя из целей и задач совместной деятельности.
Последовательное проведение в жизнь принципа гуманизации возможно лишь на основе решения других принципов и прежде всего – принципа социальной справедливости.
Социальная справедливость составляет важную сторону формирования личности и находит свое выражение в условиях овладения профессиональным мастерством в профессиональном училище, в равноправном отношении всех учащихся и студентов к производству, технике, природе, товарищам, другим людям, в последовательном совершенствовании демократии и самоуправления, в обеспечении реальных условий, прав и возможностей для гармоничного развития личности, активного приобщения будущих рабочих ко всем сферам жизнедеятельности общества – экономической, социально-политической, художественной, производственной, бытовой. Гуманистическая направленность находит свое выражение в дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, искоренении всего того, что мешает всестороннему развитию наций.
Гуманизация в реальной жизни учащихся и студентов не может происходить без интенсификации учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности, она не может обособиться от культурного развития. В формировании личности будущих специалистов все взаимосвязано: умственное развитие и здоровье, усвоение знаний и занятие художественной деятельностью, общественно-политическая активность и профессионально-производственные обязанности и т.д.
Гуманизм применительно к педагогической практике выдвигает ряд проблем, в том числе развитие у учащихся разума, чувств, воли, стремления к самосовершенствованию во имя человечности, воспитание уважения к людям, преодоление отчуждения и эгоизма.
Основные проблемы связаны с преодолением технократических и манипулярных тенденций и механизмов, которые лишают учащихся и студентов статуса активного субъекта в деятельности, в отношении к другим людям.
Принцип гуманизации прежде всего нашел проявление в содержании образования, что отчетливо выражено в усилении гуманитарной направленности общетехнических и специальных предметов. Основы техники, специальной технологии рассматриваются с точки зрения их связи с современностью и перспективами развития, вводится учебный материал о взаимодействии человека и техники, об истории технического знания. Кроме раскрытия ведущих мировоззренческих, технических идей и закономерностей обосновываются факты, которые подводят учащихся к научной интерпретации процессов и явлений, встречающихся в трудовой и общественной жизни. Вводятся новые разделы в общеобразовательные, общетехнические и специальные предметы, раскрывающие взаимодействие между природой и человеком, человеком и техникой, между социальным и профессиональным, теорией и практикой, связи между коллективными, личными и общественными интересами и др.Проведение в жизнь идеи гуманизации выдвигает ряд требований к содержанию профессионального образования: унификация терминологии специальных предметов; введение в содержание программ и учебников опыта рационализаторов и изобретателей; обеспечение взаимосвязи социальных и профессиональных знаний в содержании учебных предметов, установление интегрированной и дифференцированной частей в содержании учебных дисциплин; выявление новых областей технического и технологического знания на основе тенденций развития научно-технического прогресса и введение новых тем, спецкурсов и факультативов; разработка творческих заданий для формирования способностей и воплощения духовных и физических возможностей учащихся в профессиональной деятельности; создание вариативных модулей для индивидуального обучения, углубления знаний и приобретения навыков и умений по другим профессиям в целях расширения профессионального профиля; установление оптимального соотношения между циклами и учебными предметами в структуре учебного плана; введение эмоционально-ценностного опыта понимания связи «человек-техника», самого человека через учебные предметы и технические объекты.
А.П. Беляева

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
234.80 кб

Проблемы гуманизации профессионального образования

Лежников Валерий Петрович
Гуманизация образования анализируется как формирование целостности личности, субъектности будущего профессионала, объединение в его мышлении научно-рациональной и гуманитарной культур мышления.
Читать PDF
179.03 кб

Гуманизация - ключевой принцип профессионального образования

Надеева М. И., Надеева Д. Б., Виленский А. А.
В настоящее время в общественном сознании все больше утверждается понимание необходимости всесторонней гуманизации всех сфер человеческой деятельности, в том числе высшей технической школы как генератора духовно-творческого потенц
Читать PDF
208.79 кб

Образование для карьеры и идея гуманизации профессионального образования

Соколова А.С.
В статье представлен анализ образования для карьеры в контексте реализации идеи гуманизации профессионального образования.
Читать PDF
404.60 кб

Тенденции гуманизации и гуманитаризации высшего профессионального образования

Барамзина С. А.
Одно из главных направлений совершенствования образования - его гуманизация и гуманитаризация.
Читать PDF
3.10 мб

Педагогическая интеграция как фактор гуманизации профессионального образования

Джегутанова Наталья Ивановна
Читать PDF
125.19 кб

Гуманизация как стратегическое направление развития профессионального образования

Тимофеева Ольга Владимировна, Брызгалов Игорь Вячеславович
Рассмотрены актуальные вопросы воспитания конкурентоспособного специалиста в процессе профессионального образования.
Читать PDF
177.35 кб

Вопросы о гуманизации и гуманитаризации многоуровневого непрерывного профессионального образования

Грызлова Т. Л., Васильева Н. В.
Читать PDF
1.61 мб

Гуманизация профессионального образования как фактор повышения качества подготовки студентов в вузе

Ёлгина Лариса Сергеевна
В статье рассматривается смысл гуманистического подхода в профессиональном образовании. Дается анализ проблемы поиска содержания гуманистически направленного образовательного процесса.
Читать PDF
155.45 кб

Активное овладение иностранным языком как средство гуманизации высшего профессионального образования

Сахарова Н. С., Мачнева Л. Ф.
В статье анализируются современные тенденции развития высшего профессионального образования. Предлагается рассматривать активное овладение иностранными языками как составную часть концепции гуманизации образовательного процесса.
Читать PDF
445.23 кб

Гуманизация профессионального образования средствами психолого-педагогических дисциплин в аграрном в

Семышева В.М., Семышев М.В., Куцебо Г.И., Андрющенок Е.В.
Статья посвящена психолого-педагогическому осмыслению проблемы развития рефлексии в структуре личности как составной части духовной культуры в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Читать PDF
117.19 кб

Гуманизация профессионального педагогического образования как фактор формирования информационной кул

Масяйкина Е.А.
Под экономической культурой понимается система ценностей и побуждений к хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому достижению, создание и развитие социально
Читать PDF
574.47 кб

Академический курс «Социальная журналистика»: к вопросу о гуманизации профессионального образования

Фролова Татьяна Ивановна
В статье представлены результаты экспериментальных учебных проектов, осуществленных усилиями кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ в 2000-2014 гг.