ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
его акцентированность на личности, приобретение личностной ориентированности, процесс, направленный на подготовку студента в стенах высшего учебного заведения к выполнению в будущем широкого спектра профессиональных и социальных функций, способствующий развитию социальной устойчивости и адаптации к внешним факторам.
ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
один из новых социально-педагогических принципов профессиональной педагогики, отражающий направленность развития системы профессионального образования на гуманные отношения в обществе как общечеловеческую ценность.
Введение данного принципа в профессиональную педагогику было продиктовано необходимостью преодоления технократических тенденций в профессиональной подготовке рабочих и специалистов, сводящих их роль к одной из функций в производственном процессе, что особенно характерно для индустриального типа производства.
Г.п.о. как социально-педагогический принцип предполагает такое изменение организационных форм, содержания, методов, средств профессионального образования, которое основывается:
1) на обогащении содержания труда, ограниченного узкофункциональными исполнительскими рамками, с помощью внедрения производственных и педагогическихтехнологий профессионального обучения, ориентированных на подготовку рабочих широкого профиля и высокой квалификации, на новые экономические формы организации и стимулирования труда, на развитие индивидуальной и коллективной инициативы работников;
2) на повышении у учащихся и студентов удовлетворенности трудом и учебой, основанной на взаимосвязи экономических и педагогических механизмов стимулирования профессионального обучения и деятельности;
3) на разработке правовых основ социальной защиты прав молодежи (учащихся, выпускников профессиональных училищ, молодых рабочих, студентов техникумов, колледжей, высших учебных заведений) в условиях рыночной экономики, обеспечения гарантий их профессионального и квалификационного роста;
4) на расширении в содержании профессионального образования круга гуманитарных дисциплин, гуманитаризации профессионального образования;
5) на формировании гуманных отношений между учащимися, студентами и инженерно- педагогическими работниками, в профессорско-преподавательском составе учебных заведений профессионального образования, при которых каждый человек относится к другому как к себе самому, а к себе – как к другому, исходя из целей и задач совместной деятельности.
Последовательное проведение в жизнь принципа гуманизации возможно лишь на основе решения других принципов и прежде всего – принципа социальной справедливости.
Социальная справедливость составляет важную сторону формирования личности и находит свое выражение в условиях овладения профессиональным мастерством в профессиональном училище, в равноправном отношении всех учащихся и студентов к производству, технике, природе, товарищам, другим людям, в последовательном совершенствовании демократии и самоуправления, в обеспечении реальных условий, прав и возможностей для гармоничного развития личности, активного приобщения будущих рабочих ко всем сферам жизнедеятельности общества – экономической, социально-политической, художественной, производственной, бытовой. Гуманистическая направленность находит свое выражение в дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, искоренении всего того, что мешает всестороннему развитию наций.
Гуманизация в реальной жизни учащихся и студентов не может происходить без интенсификации учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности, она не может обособиться от культурного развития. В формировании личности будущих специалистов все взаимосвязано: умственное развитие и здоровье, усвоение знаний и занятие художественной деятельностью, общественно-политическая активность и профессионально-производственные обязанности и т.д.
Гуманизм применительно к педагогической практике выдвигает ряд проблем, в том числе развитие у учащихся разума, чувств, воли, стремления к самосовершенствованию во имя человечности, воспитание уважения к людям, преодоление отчуждения и эгоизма.
Основные проблемы связаны с преодолением технократических и манипулярных тенденций и механизмов, которые лишают учащихся и студентов статуса активного субъекта в деятельности, в отношении к другим людям.
Принцип гуманизации прежде всего нашел проявление в содержании образования, что отчетливо выражено в усилении гуманитарной направленности общетехнических и специальных предметов. Основы техники, специальной технологии рассматриваются с точки зрения их связи с современностью и перспективами развития, вводится учебный материал о взаимодействии человека и техники, об истории технического знания. Кроме раскрытия ведущих мировоззренческих, технических идей и закономерностей обосновываются факты, которые подводят учащихся к научной интерпретации процессов и явлений, встречающихся в трудовой и общественной жизни. Вводятся новые разделы в общеобразовательные, общетехнические и специальные предметы, раскрывающие взаимодействие между природой и человеком, человеком и техникой, между социальным и профессиональным, теорией и практикой, связи между коллективными, личными и общественными интересами и др.Проведение в жизнь идеи гуманизации выдвигает ряд требований к содержанию профессионального образования: унификация терминологии специальных предметов; введение в содержание программ и учебников опыта рационализаторов и изобретателей; обеспечение взаимосвязи социальных и профессиональных знаний в содержании учебных предметов, установление интегрированной и дифференцированной частей в содержании учебных дисциплин; выявление новых областей технического и технологического знания на основе тенденций развития научно-технического прогресса и введение новых тем, спецкурсов и факультативов; разработка творческих заданий для формирования способностей и воплощения духовных и физических возможностей учащихся в профессиональной деятельности; создание вариативных модулей для индивидуального обучения, углубления знаний и приобретения навыков и умений по другим профессиям в целях расширения профессионального профиля; установление оптимального соотношения между циклами и учебными предметами в структуре учебного плана; введение эмоционально-ценностного опыта понимания связи «человек-техника», самого человека через учебные предметы и технические объекты.
А.П. Беляева
Введение данного принципа в профессиональную педагогику было продиктовано необходимостью преодоления технократических тенденций в профессиональной подготовке рабочих и специалистов, сводящих их роль к одной из функций в производственном процессе, что особенно характерно для индустриального типа производства.
Г.п.о. как социально-педагогический принцип предполагает такое изменение организационных форм, содержания, методов, средств профессионального образования, которое основывается:
1) на обогащении содержания труда, ограниченного узкофункциональными исполнительскими рамками, с помощью внедрения производственных и педагогическихтехнологий профессионального обучения, ориентированных на подготовку рабочих широкого профиля и высокой квалификации, на новые экономические формы организации и стимулирования труда, на развитие индивидуальной и коллективной инициативы работников;
2) на повышении у учащихся и студентов удовлетворенности трудом и учебой, основанной на взаимосвязи экономических и педагогических механизмов стимулирования профессионального обучения и деятельности;
3) на разработке правовых основ социальной защиты прав молодежи (учащихся, выпускников профессиональных училищ, молодых рабочих, студентов техникумов, колледжей, высших учебных заведений) в условиях рыночной экономики, обеспечения гарантий их профессионального и квалификационного роста;
4) на расширении в содержании профессионального образования круга гуманитарных дисциплин, гуманитаризации профессионального образования;
5) на формировании гуманных отношений между учащимися, студентами и инженерно- педагогическими работниками, в профессорско-преподавательском составе учебных заведений профессионального образования, при которых каждый человек относится к другому как к себе самому, а к себе – как к другому, исходя из целей и задач совместной деятельности.
Последовательное проведение в жизнь принципа гуманизации возможно лишь на основе решения других принципов и прежде всего – принципа социальной справедливости.
Социальная справедливость составляет важную сторону формирования личности и находит свое выражение в условиях овладения профессиональным мастерством в профессиональном училище, в равноправном отношении всех учащихся и студентов к производству, технике, природе, товарищам, другим людям, в последовательном совершенствовании демократии и самоуправления, в обеспечении реальных условий, прав и возможностей для гармоничного развития личности, активного приобщения будущих рабочих ко всем сферам жизнедеятельности общества – экономической, социально-политической, художественной, производственной, бытовой. Гуманистическая направленность находит свое выражение в дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, искоренении всего того, что мешает всестороннему развитию наций.
Гуманизация в реальной жизни учащихся и студентов не может происходить без интенсификации учебно-познавательной и учебно-производственной деятельности, она не может обособиться от культурного развития. В формировании личности будущих специалистов все взаимосвязано: умственное развитие и здоровье, усвоение знаний и занятие художественной деятельностью, общественно-политическая активность и профессионально-производственные обязанности и т.д.
Гуманизм применительно к педагогической практике выдвигает ряд проблем, в том числе развитие у учащихся разума, чувств, воли, стремления к самосовершенствованию во имя человечности, воспитание уважения к людям, преодоление отчуждения и эгоизма.
Основные проблемы связаны с преодолением технократических и манипулярных тенденций и механизмов, которые лишают учащихся и студентов статуса активного субъекта в деятельности, в отношении к другим людям.
Принцип гуманизации прежде всего нашел проявление в содержании образования, что отчетливо выражено в усилении гуманитарной направленности общетехнических и специальных предметов. Основы техники, специальной технологии рассматриваются с точки зрения их связи с современностью и перспективами развития, вводится учебный материал о взаимодействии человека и техники, об истории технического знания. Кроме раскрытия ведущих мировоззренческих, технических идей и закономерностей обосновываются факты, которые подводят учащихся к научной интерпретации процессов и явлений, встречающихся в трудовой и общественной жизни. Вводятся новые разделы в общеобразовательные, общетехнические и специальные предметы, раскрывающие взаимодействие между природой и человеком, человеком и техникой, между социальным и профессиональным, теорией и практикой, связи между коллективными, личными и общественными интересами и др.Проведение в жизнь идеи гуманизации выдвигает ряд требований к содержанию профессионального образования: унификация терминологии специальных предметов; введение в содержание программ и учебников опыта рационализаторов и изобретателей; обеспечение взаимосвязи социальных и профессиональных знаний в содержании учебных предметов, установление интегрированной и дифференцированной частей в содержании учебных дисциплин; выявление новых областей технического и технологического знания на основе тенденций развития научно-технического прогресса и введение новых тем, спецкурсов и факультативов; разработка творческих заданий для формирования способностей и воплощения духовных и физических возможностей учащихся в профессиональной деятельности; создание вариативных модулей для индивидуального обучения, углубления знаний и приобретения навыков и умений по другим профессиям в целях расширения профессионального профиля; установление оптимального соотношения между циклами и учебными предметами в структуре учебного плана; введение эмоционально-ценностного опыта понимания связи «человек-техника», самого человека через учебные предметы и технические объекты.
А.П. Беляева
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.