ГРОТЕСК

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Гротеск
(grotesque – причудливый, затейливый) – изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном виде, чаще уродливо-комическом. Данный прием используется в сюжетном построении театрализованных программ.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

ГРОТЕСК
(от итал. 1а grottesca от grotta- ‘грот, подземелье’) — тип художественной образности, стиль, основанный на сочетании «резких, неожиданных контрастов» [БАС: 425] (высокого/низкого, прекрасного/безобразного, действительности/фантастики, комического/трагического), обладающий гиперболическим и ирреальным характером. Некоторые авторы определяют Г. как литературный приём [Дормидонова 2008].
Термин «Г.» возник в Италии в 15 в. и ведёт своё происхождение от названия подземных помещений (гротов) с причудливым настенным орнаментом, содержащим растительные и животные мотивы. Тёмные римские гроты были тесными, и при восприятии в них старинный рисунок сильно искажался, оставляя впечатление уродливости. Эта особенность повлияла на формирование дефиниции. В искусстве Г. стали именовать искажённое, вычурное изображение.
Гротескный образ амбивалентен и динамичен, изображая некий объект, находящийся в состоянии метаморфозы. Ему свойственны высокая степень экспрессивности, которая реализуется в категориях образности, эмоциональности, оценочности и интенсивности. При этом Г. часто содержит комическое начало (юмор, иронию, сатиру и др.). Основные стилистические приёмы создания Г.: гипербола, импоссибилия, метафора, эпитет, перифраза, градация, стилистический контраст, повтор, стилистическая конвергенция и др.(см. соответствующие справочные статьи). Т.Ю. Дормидонова определяет Г. как литературный приём.
Типы Г. выделяют в соответствии с конкретно-историческими периодами развития культуры. В частности, выделяют архаический и мифологический Г. (Лукиан, Аристофан, Плавт), Г. Средних веков и эпохи Возрождения (Э. Роттердамский, Ф. Рабле, В. Шекспир), Г. эпохи Просвещения (Дж. Свифт), Г. периода романтизма (В. Гюго, Э.Т.А. Гофман), Г. времени реализма (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.), модернистский Г. (Э. Ионеско, С. Беккет, Дж. Барт). В. XX в. европейскую традицию Г. представляют имена Ф. Кафки, Л. Пиранделло, К. Чапека, Б. Брехта, Г.Г. Маркеса, российскую — В.В. Маяковского, Е.Л. Шварца, М.А. Булгакова.
Кроме художественной литературы и публицистики (А.А. Проханов, Т.Н. Толстая, В.А. Шендерович) Г. активно используется в других видах искусства (И. Босх, П. Брейгель).
Лит.:Большой академический словарь. М., 2006; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965; Дормидонова Т.Ю. Гротеск как тип художественной образности: от Ренессанса к эпохе авангарда: АКД, 2008; КРРЭСС. М., 2003; ЛЭС. М., 1987; Манн Ю. Б. О гротеске в литературе. М., 1966; Шкловский В.Б. Теория гротеска в книге М. Бахтина // Тетива. О несходстве сходного. М., 1970. Эйхенбаум Б.М. Как сделана «Шинель» Гоголя // О прозе. Л., 1969.
С.В. Серова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.37 мб

Формирование у учащихся седьмого класса понятия «Гротеск» как средства оценки сатирической колористи

Панченко Дарья Владимировна
Раскрывается логика работы по формированию понятия «гротеск» в 7-м классе на материале сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.