ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Найдено 1 определение
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ГОС СПО). В соответствии с законом РФ «Об образовании» постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. № 387, утвержден порядок разработки, утверждения и введения в действие ГОС СПО.
ГОС СПО утверждается:
– в части общих требований к структуре среднего профессионального образования и образовательным программам среднего профессионального образования, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему – Правительством Российской Федерации;
– в части государственных требований к минимуму содержания основных образовательных программ, к уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям среднего профессионального образования, к образцам документов о среднем профессиональном образовании, перечню специальностей, правилам государственного контроля за соблюдением государственного стандарта – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области среднего профессионального образования, по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения среднего профессионального образования.
ГОС СПО содержит следующие разделы.
I. Общие требования в области содержания и применения, где определены:
1) структура среднего профессионального образования, типы документов государственного образца о среднем профессиональном образовании;
2) общие требования к основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования и условиям их реализации;
3) общие нормативы учебной нагрузки студента среднего специального учебного заведения;
4) общие требования к перечню специальностей среднего профессионального образования;
5) порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной специальности среднего профессионального образования в качестве федерального компонента;
6) правила государственного контроля за соблюдением требований настоящего стандарта.
II. Определение понятий, используемых в настоящем стандарте.
В этом разделе дано определение среднего профессионального образования как образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемого в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессиональногообразования, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным настоящим стандартом. Завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании.
Определены понятия основной профессиональной образовательной программы СПО, которая представляет собой документ (пакет документов), определяющий уровень образования по конкретной специальности.
В разделе объвляется, что нормативный срок обучения – это расчетный срок освоения основной профессиональной образовательной программы на базе основного общего образования при очной форме обучения; дается определение документа о СПО; представлена структура СПО как совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, характеризующих уровни среднего профессионального образования.
III. Структура СПО, документы о СПО.
В разделе определены два уровня СПО: базовый и повышенный, а также сказано, что форма документа о СПО устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим политику в области СПО.
IV. В разделе «Общие требования к основным профессиональным образовательным программам СПО и условиям их реализации» сказано, что эти программы должны включать: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; математические и общие естественнонаучные дисциплины; общепрофессиональные дисциплины (для данной группы специальностей); специальные дисциплины; производственную (профессиональную) практику, а также региональный компонент, который не приводит к снижению уровня требований настоящего стандарта, обязательные дисциплины по выбору обучающихся и факультативные дисциплины. Разрешено сокращение сроков обучения с учетом предшествующего образования, а также определены условия получения повышенного уровня СПО.
В V разделе определены максимальные объемы учебной нагрузки обучающегося по разным формам обучения, объем каникулярного времени.
В трех последних разделах ГОС СПО сформулированы требования к перечню специальностей СПО, порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям, а также правила государственного контроля за соблюдением требований ГОС СПО.
Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям среднего профессионального образования разрабатываются и утверждаются в порядке, устанавливаемом постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. № 387.
Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным специальностям среднего профессионального образования являются частью настоящего государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и именуются «Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников». Указанный стандарт разрабатывается отдельно по каждой специальности и содержит:
– общую характеристику специальности, где указано, когда и кем утверждена специальность, формы подготовки по этой специальности, квалификация специалиста, характеристика сфер профессиональной деятельности выпускника (место, объекты и виды профессиональной деятельности);
– требования к уровню подготовки, которые включают общие требования к образованности, требования к уровню подготовки по дисциплинам и производственной (профессиональной) практике;– обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности, где перечислены дисциплины и их основные разделы соответственно присвоенным индексам, количество часов учебной нагрузки и обязательных учебных занятий, показаны временные рамки для дисциплин по выбору студентов, факультативных дисциплин, производственной (профессиональной) практики, итоговой государственной аттестации (предложены варианты проведения), консультаций и указан резерв времени учебного заведения.
В приложении представлен примерный учебный план и пояснения к нему, примерный перечень кабинетов, лабораторий и др.
Лит.: Среднее профессиональное образование: Сб. основных нормативных документов / Под ред. П.Ф. Анисимова. – М., 1997.
Т.Ю. Ломакина

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.