глобальное образование
глобальное образование
одно из направлений в теории образования и в практике обучения в школе и вузе, возникшее в США в 70-гг как ответ образовательного сообщества на необходимость подготовки человека к жизни во взаимосвязанном мире;
Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий
Образование глобальное
формирование у учащихся понимания мира на основе холистических (восприятие мира как единого целого) и гуманистических взглядов. Концепция О. г. ориентирована на выработку у учащихся осознания, что Земля является общим домом для всех жителей планеты, все люди — одна семья и каждый человек способен активно участвовать в мироустройстве. Коммуникация, контакт, понимание, эмпатия, симпатия, солидарность, сотрудничество являются основными понятиями О. г.
Источник: Педагогический словарь
ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(франц. global всеобщий) предусматривает следующие направления педагогической деятельности: 1/ широты видения мира, признание равноправными любых “образов мира”, картин мира; 2/ воспитание постоянного и пристального внимания к проблемам и событиям глобального масштаба и значения; 3/ воспитание интереса и уважения к культурам народов нашей планеты; 4/ воспитание системного мышления, понимания природы различных систем; 5/ воспитание чувства выбора меры и степени своего личного участия в решении локальных и глобальных проблем.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
одно из направлений в теории образования и в практике обучения в школе и вузе, возникшее в США в 70-е гг. как ответ образовательного сообщества на необходимость подготовки человека к жизни во взаимосвязанном многокультурном мире. В российской педагогике термин употребляют при раскрыти проблематики поликультурного воспитания и образования. Это образовательно-воспитательная концепция, ориентирующая учащихся на выработку планетарного сознания, но не форма или организация получения образования. (Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. - Пятигорск, 2004. -203) См. также Глобализация образования, Поликультурное воспитание
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Глобальное образование
это система воспитания и обучения человека планеты, способного ощущать себя и действовать как «житель планеты Земля», знать ее и нести за нее ответственность. В глобальное образование входят следующие направления педагогической деятельности: воспитание широты видения мира, формирование постоянного и пристального внимания к проблемам глобального масштаба, воспитания интереса к культурам других народов, формирование глобального мышления, воспитание чувства выбора и меры своего личного участия в решении глобальных проблем. Глобальное образование – это воспитание в мире и любви, в терпимом отношении к любым иным точкам зрения, это воспитание активной позиции по отношению к мировым международным и государственным событиям. Сторонников глобального образования называют глобалистами. Они уже разрабатывают международные образовательные стандарты. Однако глобальное образование – явление противоречивое. Оно составляет угрозу этническому и культурному своеобразию народов. Это побудило глобалистов выдвинуть принцип «мыслить глобально – действовать локально», как бы объединяющий планетарный и частный подход к жизни человека.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Образование глобальное
это вид образования, рассматривающий мировые процессы с точки зрения общечеловеческих интересов, ориентированный на необходимость и возможность международного сотрудничества и взаимопомощь, способствующий гармоничному вписыванию человека в систему общекультурных ценностей, взаимосвязей на социальном, экологическом, экономическом и других уровнях с акцентом на этических позициях глобально ориентированной личности, предлагающего видение мира как единого целого, как огромной планетарной общины, где благополучие каждого зависит от благополучия остальных. Ценности и цели О.г.: воспитание человека, ответственного за все формы жизни на Земле, гражданина вселенной, способного сочетать свободу выбора с личной ответственностью за принятые решения, общечеловеческие интересы с национальными; безопасность в мире с толерантностью, дружбой народов, счастливой жизнью, не подрывающей основы развития личности и общества с благополучием следующих поколений людей; действие на основе философии партнерства с другими людьми и живыми существами в поддержании экосферы (экологическая культура); уважение культур и религий других народов (диалог культур). Принципы воспитания и обучения: переход от бессознательного приспособления к миру, к сознательному предвосхищению и сопричастности; принцип увязывания прошлого с настоящим и будущим; оценочный подход к последствиям человеческой деятельности; принцип интеграции учебных дисциплин, раскрывающих цельность мира и процесса глобальной динамики; принцип связи обучения с решением насущных потребностей личности и др.
ОБРАЗОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОЕ
это система воспитания и обучения человека планеты, способного ощущать себя и действовать как «житель планеты Земля», знать ее и нести за нее ответственность. Оно позволяет людям более осознано подходить к вопросам глобального устойчивого развития, а также способствует более активному участию в гражданских инициативах и принятию более рациональных и продуманных решений основанных на устойчивом развитии. В глобальное образование входят следующие направления педагогической деятельности: воспитание широты видения мира, формирование постоянного и пристального внимания к проблемам глобального масштаба, воспитания интереса к культурам других народов, формирование глобального мышления, воспитание чувства выбора и меры своего личного участия в решении глобальных проблем. Сторонников глобального образования, которые разрабатывают международные образовательные стандарты, называют глобалистами.
- Инициаторами и лидерами глобального образования являются представители американского образования, которые в 1970 г. создали «The American Forum for Global Education» – негосударственную организацию, которая объединяла общественные, профессиональные, корпоративные организации. В 1995 г. в Нью-Йорке по инициативе Американского форума под эгидой ЮНЕСКО состоялась международная конференция «Bridges for the Future», на которой были определены роль и основные направления развития глобального образования в ХХІ веке. Глобальное образование было признано как одно из важнейших направлений развития современной педагогической науки и практики, целью которой является подготовка человека к жизни в сложном, быстро меняющемся мире, к решению глобальных проблем.
- Процесс институциализации глобального образования состоялся и в Европе. В 2001 г. при поддержке Совета Европы была создана Сеть глобального образования Европы (Global Education Network Europe, GENE), цель которой заключалась в развитии и поддержке теории и практики глобального образования на континенте. Сеть включает представителей национальных государственных учреждений, общественных организаций, ученых. Наиболее полно концепция глобального образования разработана финскими специалистами с учетом передовой мировой научной мысли и мировой практики образования. Эта концепция предусматривает реализацию следующих задач:
- формирование индивидуальной и коллективной глобальной ответственности, этики мирового гражданства, которая базируется на уважении прав человека;
- поддержание в мировом и общественном мнении атмосферы практического мышления и гражданской солидарности;
- содействие межкультурному диалогу в обществе, формирование интереса и уважения к культурному наследию всех народов, понимание их специфических особенностей;
- поддержание усилий и опыта в сохранении шаткого равновесия в системе «Человек – Природа», осознание ограниченности ресурсов Земли;
- распространение знаний об особенностях развития глобализованной экономики, его социальных и культурных последствиях;
- стимулирование любых инициатив, целью которых является труд на благо будущего всего человечества;
- содействие органическому соединению все составляющих глобального образования (права человека, социальная справедливость, равенство возможностей, межкультурный диалог). Однако глобальное образование – явление противоречивое. Оно, по мнению целого ряда исследователей, составляет угрозу этническому и культурному своеобразию народов. Это побудило глобалистов выдвинуть принцип «мыслить глобально – действовать локально», как бы объединяющий планетарный и частный подход к жизни человека (Андрущенко В. Світанок Європи: Проблема формування нового вчителя для обєднаної Європи ХХІ століття / Віктор Андрущенко. – К.: Знання України, 2012. – 1099 с.; Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г. [Електронний ресурс]. – URL: http://didacts.ru/ dictionary/1010). Е. Ю. Усик
- Инициаторами и лидерами глобального образования являются представители американского образования, которые в 1970 г. создали «The American Forum for Global Education» – негосударственную организацию, которая объединяла общественные, профессиональные, корпоративные организации. В 1995 г. в Нью-Йорке по инициативе Американского форума под эгидой ЮНЕСКО состоялась международная конференция «Bridges for the Future», на которой были определены роль и основные направления развития глобального образования в ХХІ веке. Глобальное образование было признано как одно из важнейших направлений развития современной педагогической науки и практики, целью которой является подготовка человека к жизни в сложном, быстро меняющемся мире, к решению глобальных проблем.
- Процесс институциализации глобального образования состоялся и в Европе. В 2001 г. при поддержке Совета Европы была создана Сеть глобального образования Европы (Global Education Network Europe, GENE), цель которой заключалась в развитии и поддержке теории и практики глобального образования на континенте. Сеть включает представителей национальных государственных учреждений, общественных организаций, ученых. Наиболее полно концепция глобального образования разработана финскими специалистами с учетом передовой мировой научной мысли и мировой практики образования. Эта концепция предусматривает реализацию следующих задач:
- формирование индивидуальной и коллективной глобальной ответственности, этики мирового гражданства, которая базируется на уважении прав человека;
- поддержание в мировом и общественном мнении атмосферы практического мышления и гражданской солидарности;
- содействие межкультурному диалогу в обществе, формирование интереса и уважения к культурному наследию всех народов, понимание их специфических особенностей;
- поддержание усилий и опыта в сохранении шаткого равновесия в системе «Человек – Природа», осознание ограниченности ресурсов Земли;
- распространение знаний об особенностях развития глобализованной экономики, его социальных и культурных последствиях;
- стимулирование любых инициатив, целью которых является труд на благо будущего всего человечества;
- содействие органическому соединению все составляющих глобального образования (права человека, социальная справедливость, равенство возможностей, межкультурный диалог). Однако глобальное образование – явление противоречивое. Оно, по мнению целого ряда исследователей, составляет угрозу этническому и культурному своеобразию народов. Это побудило глобалистов выдвинуть принцип «мыслить глобально – действовать локально», как бы объединяющий планетарный и частный подход к жизни человека (Андрущенко В. Світанок Європи: Проблема формування нового вчителя для обєднаної Європи ХХІ століття / Віктор Андрущенко. – К.: Знання України, 2012. – 1099 с.; Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г. [Електронний ресурс]. – URL: http://didacts.ru/ dictionary/1010). Е. Ю. Усик
Источник: Глоссарий современного образования.