Герменевтика

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Герменевтика
традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов (большей частью древних).

Источник: Общие основы педагогики

Герменевтика
от гр. hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий) — искусство толкования текстов, учение о принципах их интерпретации.

Источник: Исследовательская деятельность

герменевтика
общенаучная теория и практика понимания и истолкования действительности и знаний о ней, воплощенных в текстах [80, c. 99; 91, c. 111].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ГЕРМЕНЕВТИКА
(греч. hermёneutikos – разъясняющий, растолковывающий) – направление в философии, основной проблемой которого является проблема понимания.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ГЕРМЕНЕВТИКА
(греч. hermeneutike истолковательное искусство) наука об искусстве понимания литературных, живописных, музыкальных, математических текстов.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Герменевтика
(гр. hermeneutike – истолкование) – искусство и теория толкования текстов, первоначальный смысл которых неясен вследствие их древности или неполной сохранности.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Герменевтика
отгреч. herm?neutikos - разъясняющий, истолковывающий) искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т.п.), учение о принципах их интерпретации; экзегетика.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Герменевтика
(от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий) — наука о понимании, истолковании и интерпретации текстов, искусство точного и образного представления мысли, методология познания феноменов гуманитарной культуры.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Герменевтика
(от гр. hermeneutike – толкую, объясняю) – теория интерпретации текста. Етимология термина связана с именем бога Гермеса, который, ко всему, передавал людям веления богов. В западном литературоведении считается универсальным методом изучения гуманитарных наук. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

ГЕРМЕНЕВТИКА
от греч. hermeneutikos — разъясняющий, растолковывающий) — направление в философии, основной проблемой к-рого является проблема понимания. В педагогике Г. начинает использоваться как принцип научного исследования, требующий более осмысленного и глубокого понимания сущности воспитательного взаимодействия и разработки технологий обучения. В образовании одним из основных способов постижения истины является обучение пониманию.

Источник: Педагогический словарь

Герменевтика
гр. – толкую) – учение и метод разъяснения письменных текстов, выявление неявных, иногда скрытых идей, смыслов, значений. Применяется преимущественно при работе с древними текстами, которые требуют дешифровки их для понимания современниками. Технология метода герменевтики состоит в работе над понятийно-терминологическим аппаратом текста как культурно-историческим феноменом, в стремлении понять автора своим внутренним чутьем, в выявлении основного смысла, но с сохранением понимания самого автора, каким оно было в момент создания. Поэтому герменевтике присущ целостный культурно-исторический подход к текстам, учет культурных традиций, уважение к личности автора. Данный метод активно используется при толковании библейских текстов. Он применим и в школе – при анализе детских сочинений, писем, дневников. Название свое получил от имени Гермеса, владеющего тайным, сокрытым, герметическим значением. Гермес – покровитель интеллектуалов, колдунов и торговцев.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ГЕРМЕНЕВТИКА
1. Теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»); 2. Философское направление в XX веке. В середине XVII века Г. как учение о «правилах» истолкования начинают отделять от экзегетики (практика простого комментирования). Задачу Г. составляет прояснение условий, делающих возможным уразумение смысла того или иного текста. Всякий письменный документ, согласно концепции немецкого философа Фридриха Шлейермахера, — это языковое обнаружение, имеющее двойную природу: с одной стороны, текст — часть общей системы языка, с другой — продукт творчества некоторого индивида. Перед Г. поэтому стоит двойная задача: исследование языкового обнаружения в качестве элемента определённой языковой системы и обнаружение стоящей за ним уникальной субъективности. Первую часть задачи выполняет «объективное» (или «грамматическое») истолкование, вторую — «техническое» (или «психологическое»). Грамматическое истолкование анализирует текст как часть определённой лексической системы, психологическое же — индивидуальный стиль, т.е. комбинации выражений, не заданные лексической системой.
Важным этапом становления Г. была «философия жизни» немецкого историка культуры и философа Вильгельма Дильтея, в рамках которой Г. приписывается особая методологическая функция. Дильтею принадлежит заслуга развития тезиса, согласно которому «понимание» есть не частный аспект теории познания, но фундамент гуманитарного знания («наук о духе») вообще.
Превращение Г. в философию связано с именем Мартина Хайдеггера, который стал рассматривать «понимание» не как способ познания, а как способ существования. В экзистенциальной аналитике, развиваемой им в работе «Бытие и время» (1927), «понимание» выступает как одна из основных характеристик человеческого бытия. Последнее есть то место в бытии, в котором возможна постановка вопроса о смысле последнего.
Человеческое бытие, т.о., изначально находится в ситуации понимания. Задача Г. состоит в истолковании этой ситуации. Превращению Г. в философию противостоит привычный подход, согласно которому Г. была и остаётся теорией и методологией истолкования текстов.
Лит.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986; Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988; Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991; Малахов В. Герменевтика. URL: www.krugosvet.ru; Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. Мн., 1984; Общая стилистика и филологическая герменевтика. Тверь, 1991; Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995; Шпет Г.Г. Герменевтика и её проблемы // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М., 1989.
А.В. Щербаков

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Постмодернистская библейская герменевтика

Арапов Александр Владиленович
Статья посвящена постмодернистским подходам в библейской герменевтике. Рассмотрены деконструктивистскиий, контекстуальный и социориторический подходы. Дан обзор феминистской, либерационистской и афроцентрической герменевтики.
Читать PDF

Герменевтика кино: сумерки смысла (научно-практическая конференция: обзор)

Читать PDF

Герменевтика Вячеслава иванова

Исупов К. Г., Никулушкин К. В.
В статье дается характеристика герменевтического метода Вячеслава Иванова. Основной материал статьи его книга 1932 г. «Достоевский. Трагедия миф мистика».
Читать PDF

О Великом неизвестном Рец. На кн. : Magnum ignotum: магия. Герменевтика. Экклесиология / И. П. Давыд

Макеева (Замлелова) Светлана Георгиевна
Читать PDF

Герменевтика культурной политики в современной России

Ремизов Вячеслав Александрович
Рассмотрены подходы к культурной политике в современной России. Сформулирована суть культурной политики в политологическом ключе.
Читать PDF

Герменевтика граффити: Нью-Йоркский «Бомбинг»

Тылик Артём Юрьевич
В статье предлагается аналитика Нью-Йоркских граффити конца 1960-х начала 1970-х гг. как сложного феномена, тесно связанного с социокультурными трансформациями, происходившими на Западе.
Читать PDF

Герменевтика, лингвистика и эзотерическая космология: история взаимоотношений

Александров Д.Г.
Читать PDF

О.Н. ЕРЧЕНКОВ. ГЕРМЕНЕВТИКА ОБРАЗА ХАМСЫ КАК СИМВОЛА ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОГО ОПЫТА

С.Г.
Читать PDF

Герменевтика гимна. Часть II

Воробьева Елена Юрьевна
Основная задача герменевтики понимание не может быть решена без диалектического к ней подхода. Понимание это поиск не только понятного в непонятном, но и непонятного в понятном.
Читать PDF

Герменевтика орнамента: к методологии интерпретации орнаментальных композиций

Иванов Николай Александрович
Всё разнообразие и спектр подходов к изучению орнамента оказывается не только предполагаемым и ожидаемым, но, по утверждению некоторых исследователей, является бесспорным, и более того, только в многообразии смыслов, которые могут
Читать PDF

Герменевтика современной образовательной политики

Денисенкова Наталья Николаевна
Рассматривая тенденции и перспективы, а также политические аспекты модернизации системы образования, автор старается увидеть эту проблему в контексте развития современного общества.
Читать PDF

Информационная герменевтика как методология понимания научной терминологии

Назаров Дмитрий Михайлович
Посвящена рассмотрению проблемы герменевтики как метода научного познания и выявлению особенностей ее применения в научных исследованиях.

Похожие термины:

  • герменевтика Педагогическая

    теория и практика истолкования и интерпретации педагогических знаний (зафиксированных и незафиксиро­ванных в разного рода письменных текстах), отражающих представления о пе­дагогической реаль
  • Герменевтика в педагогике

    метод научного исследования, требующий более осмысленного и глубокого понимания сущности воспитательного взаимодействия и разработки технологий обучения.
  • Интерпретация герменевтическая

    аналитико-синтетическая деятельность по глубоко личностному творческому освоению (присвоению) знания, предшествующая его непосредственному использованию в практической деятельности. В основе
  • Анализ герменевтический культурного медийного контекста

    hermeneutic analysis of cultural media context) – исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитори
  • Герменевтический круг

    особенность процесса понимания, связанная с его циклическим характером: для понимания целого необходимо понять его части, а для понимания частей важен смысл целого.
  • ПОДХОД ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ

    воспитательная деятельность. Осуществляется на основе глубинного понимания, проникновения в специфику мышления, чувств, переживаний ребенка (воспитанника). При П. г. деятельность начинается с выя