Герменевтика
традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов (большей частью древних).
Источник: Общие основы педагогики
Герменевтика
от гр. hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий) — искусство толкования текстов, учение о принципах их интерпретации.
Источник: Исследовательская деятельность
герменевтика
общенаучная теория и практика понимания и истолкования действительности и знаний о ней, воплощенных в текстах [80, c. 99; 91, c. 111].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
ГЕРМЕНЕВТИКА
(греч. hermёneutikos – разъясняющий, растолковывающий) – направление в философии, основной проблемой которого является проблема понимания.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
ГЕРМЕНЕВТИКА
(греч. hermeneutike истолковательное искусство) наука об искусстве понимания литературных, живописных, музыкальных, математических текстов.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
Герменевтика
(гр. hermeneutike – истолкование) – искусство и теория толкования текстов, первоначальный смысл которых неясен вследствие их древности или неполной сохранности.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Герменевтика
отгреч. herm?neutikos - разъясняющий, истолковывающий) искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т.п.), учение о принципах их интерпретации; экзегетика.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
Герменевтика
(от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий) — наука о понимании, истолковании и интерпретации текстов, искусство точного и образного представления мысли, методология познания феноменов гуманитарной культуры.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Герменевтика
(от гр. hermeneutike – толкую, объясняю) – теория интерпретации текста. Етимология термина связана с именем бога Гермеса, который, ко всему, передавал людям веления богов. В западном литературоведении считается универсальным методом изучения гуманитарных наук. А.С.
Источник: Методика преподавания литературы.
ГЕРМЕНЕВТИКА
от греч. hermeneutikos — разъясняющий, растолковывающий) — направление в философии, основной проблемой к-рого является проблема понимания. В педагогике Г. начинает использоваться как принцип научного исследования, требующий более осмысленного и глубокого понимания сущности воспитательного взаимодействия и разработки технологий обучения. В образовании одним из основных способов постижения истины является обучение пониманию.
Источник: Педагогический словарь
Герменевтика
гр. – толкую) – учение и метод разъяснения письменных текстов, выявление неявных, иногда скрытых идей, смыслов, значений. Применяется преимущественно при работе с древними текстами, которые требуют дешифровки их для понимания современниками. Технология метода герменевтики состоит в работе над понятийно-терминологическим аппаратом текста как культурно-историческим феноменом, в стремлении понять автора своим внутренним чутьем, в выявлении основного смысла, но с сохранением понимания самого автора, каким оно было в момент создания. Поэтому герменевтике присущ целостный культурно-исторический подход к текстам, учет культурных традиций, уважение к личности автора. Данный метод активно используется при толковании библейских текстов. Он применим и в школе – при анализе детских сочинений, писем, дневников. Название свое получил от имени Гермеса, владеющего тайным, сокрытым, герметическим значением. Гермес – покровитель интеллектуалов, колдунов и торговцев.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ГЕРМЕНЕВТИКА
1. Теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»); 2. Философское направление в XX веке. В середине XVII века Г. как учение о «правилах» истолкования начинают отделять от экзегетики (практика простого комментирования). Задачу Г. составляет прояснение условий, делающих возможным уразумение смысла того или иного текста. Всякий письменный документ, согласно концепции немецкого философа Фридриха Шлейермахера, — это языковое обнаружение, имеющее двойную природу: с одной стороны, текст — часть общей системы языка, с другой — продукт творчества некоторого индивида. Перед Г. поэтому стоит двойная задача: исследование языкового обнаружения в качестве элемента определённой языковой системы и обнаружение стоящей за ним уникальной субъективности. Первую часть задачи выполняет «объективное» (или «грамматическое») истолкование, вторую — «техническое» (или «психологическое»). Грамматическое истолкование анализирует текст как часть определённой лексической системы, психологическое же — индивидуальный стиль, т.е. комбинации выражений, не заданные лексической системой.
Важным этапом становления Г. была «философия жизни» немецкого историка культуры и философа Вильгельма Дильтея, в рамках которой Г. приписывается особая методологическая функция. Дильтею принадлежит заслуга развития тезиса, согласно которому «понимание» есть не частный аспект теории познания, но фундамент гуманитарного знания («наук о духе») вообще.
Превращение Г. в философию связано с именем Мартина Хайдеггера, который стал рассматривать «понимание» не как способ познания, а как способ существования. В экзистенциальной аналитике, развиваемой им в работе «Бытие и время» (1927), «понимание» выступает как одна из основных характеристик человеческого бытия. Последнее есть то место в бытии, в котором возможна постановка вопроса о смысле последнего.
Человеческое бытие, т.о., изначально находится в ситуации понимания. Задача Г. состоит в истолковании этой ситуации. Превращению Г. в философию противостоит привычный подход, согласно которому Г. была и остаётся теорией и методологией истолкования текстов.
Лит.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986; Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988; Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991; Малахов В. Герменевтика. URL: www.krugosvet.ru; Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. Мн., 1984; Общая стилистика и филологическая герменевтика. Тверь, 1991; Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995; Шпет Г.Г. Герменевтика и её проблемы // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М., 1989.
А.В. Щербаков
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.