Герменевтика

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Герменевтика
традиция и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов (большей частью древних).

Источник: Общие основы педагогики

Герменевтика
от гр. hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий) — искусство толкования текстов, учение о принципах их интерпретации.

Источник: Исследовательская деятельность

герменевтика
общенаучная теория и практика понимания и истолкования действительности и знаний о ней, воплощенных в текстах [80, c. 99; 91, c. 111].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ГЕРМЕНЕВТИКА
(греч. hermёneutikos – разъясняющий, растолковывающий) – направление в философии, основной проблемой которого является проблема понимания.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ГЕРМЕНЕВТИКА
(греч. hermeneutike истолковательное искусство) наука об искусстве понимания литературных, живописных, музыкальных, математических текстов.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Герменевтика
(гр. hermeneutike – истолкование) – искусство и теория толкования текстов, первоначальный смысл которых неясен вследствие их древности или неполной сохранности.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Герменевтика
отгреч. herm?neutikos - разъясняющий, истолковывающий) искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т.п.), учение о принципах их интерпретации; экзегетика.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Герменевтика
(от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий) — наука о понимании, истолковании и интерпретации текстов, искусство точного и образного представления мысли, методология познания феноменов гуманитарной культуры.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Герменевтика
(от гр. hermeneutike – толкую, объясняю) – теория интерпретации текста. Етимология термина связана с именем бога Гермеса, который, ко всему, передавал людям веления богов. В западном литературоведении считается универсальным методом изучения гуманитарных наук. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

ГЕРМЕНЕВТИКА
от греч. hermeneutikos — разъясняющий, растолковывающий) — направление в философии, основной проблемой к-рого является проблема понимания. В педагогике Г. начинает использоваться как принцип научного исследования, требующий более осмысленного и глубокого понимания сущности воспитательного взаимодействия и разработки технологий обучения. В образовании одним из основных способов постижения истины является обучение пониманию.

Источник: Педагогический словарь

Герменевтика
гр. – толкую) – учение и метод разъяснения письменных текстов, выявление неявных, иногда скрытых идей, смыслов, значений. Применяется преимущественно при работе с древними текстами, которые требуют дешифровки их для понимания современниками. Технология метода герменевтики состоит в работе над понятийно-терминологическим аппаратом текста как культурно-историческим феноменом, в стремлении понять автора своим внутренним чутьем, в выявлении основного смысла, но с сохранением понимания самого автора, каким оно было в момент создания. Поэтому герменевтике присущ целостный культурно-исторический подход к текстам, учет культурных традиций, уважение к личности автора. Данный метод активно используется при толковании библейских текстов. Он применим и в школе – при анализе детских сочинений, писем, дневников. Название свое получил от имени Гермеса, владеющего тайным, сокрытым, герметическим значением. Гермес – покровитель интеллектуалов, колдунов и торговцев.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ГЕРМЕНЕВТИКА
1. Теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»); 2. Философское направление в XX веке. В середине XVII века Г. как учение о «правилах» истолкования начинают отделять от экзегетики (практика простого комментирования). Задачу Г. составляет прояснение условий, делающих возможным уразумение смысла того или иного текста. Всякий письменный документ, согласно концепции немецкого философа Фридриха Шлейермахера, — это языковое обнаружение, имеющее двойную природу: с одной стороны, текст — часть общей системы языка, с другой — продукт творчества некоторого индивида. Перед Г. поэтому стоит двойная задача: исследование языкового обнаружения в качестве элемента определённой языковой системы и обнаружение стоящей за ним уникальной субъективности. Первую часть задачи выполняет «объективное» (или «грамматическое») истолкование, вторую — «техническое» (или «психологическое»). Грамматическое истолкование анализирует текст как часть определённой лексической системы, психологическое же — индивидуальный стиль, т.е. комбинации выражений, не заданные лексической системой.
Важным этапом становления Г. была «философия жизни» немецкого историка культуры и философа Вильгельма Дильтея, в рамках которой Г. приписывается особая методологическая функция. Дильтею принадлежит заслуга развития тезиса, согласно которому «понимание» есть не частный аспект теории познания, но фундамент гуманитарного знания («наук о духе») вообще.
Превращение Г. в философию связано с именем Мартина Хайдеггера, который стал рассматривать «понимание» не как способ познания, а как способ существования. В экзистенциальной аналитике, развиваемой им в работе «Бытие и время» (1927), «понимание» выступает как одна из основных характеристик человеческого бытия. Последнее есть то место в бытии, в котором возможна постановка вопроса о смысле последнего.
Человеческое бытие, т.о., изначально находится в ситуации понимания. Задача Г. состоит в истолковании этой ситуации. Превращению Г. в философию противостоит привычный подход, согласно которому Г. была и остаётся теорией и методологией истолкования текстов.
Лит.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986; Гадамер Г.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988; Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991; Малахов В. Герменевтика. URL: www.krugosvet.ru; Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. Мн., 1984; Общая стилистика и филологическая герменевтика. Тверь, 1991; Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995; Шпет Г.Г. Герменевтика и её проблемы // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М., 1989.
А.В. Щербаков

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
302.30 кб

Герменевтика современной образовательной политики

Денисенкова Наталья Николаевна
Рассматривая тенденции и перспективы, а также политические аспекты модернизации системы образования, автор старается увидеть эту проблему в контексте развития современного общества.
Читать PDF
260.75 кб

Информационная герменевтика как методология понимания научной терминологии

Назаров Дмитрий Михайлович
Посвящена рассмотрению проблемы герменевтики как метода научного познания и выявлению особенностей ее применения в научных исследованиях.
Читать PDF
118.43 кб

Герменевтика и компетентностный подход в образовании

Болдонова Ирина Сергеевна
В статье говорится о применении герменевтических идей в компетентностном подходе, поскольку в центре внимания модернизации образования находится личность и ее адаптивные способности.
Читать PDF
135.03 кб

Герменевтика как культурфилософская и Прикладная проблема современного университетского образования

Гончаров С. А.
Автор рассматривает миссию, идею университета через понимание феномена университета
Читать PDF
132.43 кб

Герменевтика реформы в сфере образования

Денисенкова Наталья Николаевна
В статье рассматривается неоднозначный процесс подготовки в России нового закона «Об образовании». Автор предлагает необходимые меры в рамках модернизации российского образования.
Читать PDF
355.69 кб

Библейская экзегетика и герменевтика современных российских евангельских христиан-баптистов: традици

Бокова Ольга Анатольевна
В статье на примере ряда богословских работ российских баптистских авторов проанализированы традиционные и новые принципы и методы библейской экзегетики и герменевтики в богословии отечественных евангельских христиан-баптистов (ЕХ
Читать PDF
207.76 кб

Герменевтика: от исходных понятий к проблематике «Проклятия размерности»

Семченко Евгений Евгеньевич, Авраменко Андрей Алексеевич, Круглинский Игорь Константинович
Предложены некоторые базовые положения герменевтической концепции образования. Рассмотрена классификация объектов интерпретации с выделением одиннадцати родовых групп.
Читать PDF
127.39 кб

Герменевтика как методология подхода к анализу образования

Резванова Лариса Анатольевна
Автор изучает метод понимания образования. Он исследует теоретические парадигмы образования в истории, психологии, педагогике, философии.
Читать PDF
113.28 кб

Герменевтический подход в личностноориентированном образовательном пространстве

Менжулова Р. В.
Читать PDF
101.22 кб

Герменевтический круг в педагогической технологии

Сенько Ю. В.
Читать PDF
403.35 кб

Словесні методи герменевтизації лінгвістичного та екстралінгвістичного матеріалу

В’Ячеслав Шовковий
У статті розглядаються словесні методи герменевтизації лінгвістичної та екстралінгвістичної інформації у процесі професійної освіти філологів-давньоелліністів, визначено місце дедукції та індукції, пояснення.
Читать PDF
360.84 кб

Современные научные исследования рынка образовательных услуг в контексте педагогической герменевтики

Ростовцева Вероника Михайловна
Обобщенно охарактеризован спектр исследований проблематики рынка образовательных услуг. Результаты контент-анализа научных исследований последних полутора десятков лет представлены в контексте педагогической герменевтики.
Читать PDF
317.51 кб

Теоретические основы педагогической герменевтики и варианты ее реализации в научно-образовательной п

Закирова Альфия Фагаловна
В статье раскрыты основные положения авторской концепции педагогической герменевтики теории и практики истолкования и интерпретации субъектами образовательного процесса разножанровых текстов.
Читать PDF
289.26 кб

Методы педагогической герменевтики как средство ГУ- манитаризации педагогического знания

Закирова А. Ф.
Статья посвящена проблеме сохранения и усиления гуманитарной специфики научно-педагогического исследования.
Читать PDF
139.33 кб

Разработка педагогической герменевтики как теории и практики понимающей педагогики

Беляева Людмила Александровна
Обосновывается необходимость разработки педагогической герменевтики как раздела педагогической науки, рассматривается ее проблематика и понятийный аппарат

Похожие термины:

  • герменевтика Педагогическая

    теория и практика истолкования и интерпретации педагогических знаний (зафиксированных и незафиксиро­ванных в разного рода письменных текстах), отражающих представления о пе­дагогической реаль
  • Герменевтика в педагогике

    метод научного исследования, требующий более осмысленного и глубокого понимания сущности воспитательного взаимодействия и разработки технологий обучения.
  • Интерпретация герменевтическая

    аналитико-синтетическая деятельность по глубоко личностному творческому освоению (присвоению) знания, предшествующая его непосредственному использованию в практической деятельности. В основе
  • Анализ герменевтический культурного медийного контекста

    hermeneutic analysis of cultural media context) – исследование процесса интерпретации медиатекста, культурных, исторических факторов, влияющих на точку зрения агентства/автора медиатекста и на точку зрения аудитори
  • Герменевтический круг

    особенность процесса понимания, связанная с его циклическим характером: для понимания целого необходимо понять его части, а для понимания частей важен смысл целого.
  • ПОДХОД ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ

    воспитательная деятельность. Осуществляется на основе глубинного понимания, проникновения в специфику мышления, чувств, переживаний ребенка (воспитанника). При П. г. деятельность начинается с выя