ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ
совокупность познавательных средств и методов, используемых разработчиком для постановки и решения избранной проблемы. Эта величина переменная. Исследование, направленное на изучение известных в науке объектов, проводимое в рамках традиционной концепции, с помощью известных в данной области методов несет в себе низкий эвристический потенциал, а вероятность получения принципиально новых результатов очень мала, ибо дело ограничивается всего лишь уточнением и объяснением известных фактов, положений, процессов и явлений, которые в принципе могут быть получены экспертным путем с помощью метода антиципации. Изучение ранее неизвестных объектов, в основе которых лежат новые факты, закономерности, концепции, с использованием новых для данной области науки методов характеризуется высоким эвристическим потенциалом. Оно может дать принципиально новые результаты, которые нельзя получить с помощью метода экспертных оценок. Научная ценность исследования определяется его эвристическим потенциалом, теми познавательными возможностями, которые несет в себе данная работа. Координатной сеткой для оценки этого потенциала выступают новые факты, концепции, объекты и методы, используемые разработчиком. Иными словами, деятельность ученых должна быть направлена на поиск новых подходов и решений. В практической педагогике ситуация иная. Проверенный опыт, дающий положительные результаты, здесь вполне уместен, и его не следует заменять на новый только потому, что он был ранее известен.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.