ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД обучения
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Метод обучения языкам (в 1-м значении). Предусматривает использование преподавателем специально подобранных вопросов, подводящих обучаемых к самостоятельному открытию нового на основе анализа языка, к необходимым выводам. В процессе занятий учащиеся сами, опираясь на приобретенный ранее речевой опыт, выводят новые понятия, формулируют грамматические определения и правила. Обычно Э. м. о. переплетается с другими видами активной познавательной деятельности учащихся: решением языковых задач, участием в ролевых играх, выполнением письменных и устных упражнений. Часто сочетается с объяснением нового материала по принципу индукции.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД обучения
от греч. ЭВРИСТИКА - "отыскиваю", "нахожу", "открою") — частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Целостная задача требует следующих умений: анализировать ее условие; преобразовывать осн. проблемы в ряд частных, подчиненных главной; проектировать план и этапы решения; формулировать гипотезу; синтезировать различные направления поисков; проверять решение и т.д. Система специально разработанных учебных задач помогает школьнику овладеть умением самостоятельно выполнять каждый из этапов решения. Наиболее выразительной формой Э.м. является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы и которые требуют от учащихся осуществления небольшого поиска. Учитель направляет поиск, последовательно ставит проблемы, формулирует противоречия и т.д. Необходимо отличать Э.м. от исследовательского метода, предполагающего поиск решения целостной проблемной задачи. — метод учебно-воспитательного процесса, основанный на поисковых средствах. (Галиахметова Р.Ф. Формирование нравственно-правовой культуры участников учебно-воспитательного процесса в системе непрерывного образования средствами эвристики. - СПб., 2004. ) См. также Каптерев П.Ф.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИЙ
организация поисковой творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Это частично-поисковый метод решения целостной задачи, когда требуются следующие умения: анализировать ее условия; преобразовывать основные проблемы в ряд частных, подчиненных главной; проектировать план и этапы решения; формулировать гипотезу; синтезировать различные направления поисков; проверять решения и т. д. Система специально разработанных учебных заданий помогает школьнику овладеть умением самостоятельно выполнять каждый из этапов решения. М. о. э. ориентирует учащихся на осуществление небольшого научного поиска. Учитель направляет поиск, последовательно формулирует проблемы, помогает обнаруживать противоречия и находить способы их решения. Наиболее продуктивной формой М. о. э. является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы. Необходимо отличать М. о. э. от исследовательского метода обучения, предполагающего поиск решения целостной проблемной задачи (Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М.: Прогресс, 1988; Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. – К: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с.; Ситуаційна методика навчання: український досвід / упоряд. О. Сидоренко, В. Чуб. – К.: Центр інновацій та розвитку, 2001. – 256 с.; Слєпкань З. І. Наукові засади педагогічного процесу у вищій школі. – К.: НПУ, 2000. – 210 с.). Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.
ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД обучения
частично-поисковый метод. организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности Целостная задача требует следующих умений анализировать ее условие в соотношении с поставленным вопросом, преобразовывать осн. проблемы в ряд частных, подчиненных главной, проектировать план и этапы решения, формулировать гипотезу, синтезировать разл. направления поисков, проверять решение и т. д. Система специально разработанных уч задач помогает школьнику овладеть умением самостоятельно выполнять каждый из этапов решения В одном случае школьника учат видеть проблему, предлагая ставить вопросы к картине, документу, содержанию, изложенному учителем, в другом - строить доказательство, в третьем - делать выводы из представленных фактов, в четвертом - высказывать предположение и т. д. Наиб. выразит формой Э м является эвристич беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из к-рых служит шагом на пути к решению проблемы и большинство к-рых требует от учащихся не только воспроизведения своих знаний, но и осуществления небольшого поиска При эвристической беседе учитель направляет поиск, последовательно ставит проблемы, формулирует противоречия, создает конфликтные ситуации, а ученики самостоятельно ищут решение возникающих проблем или под-проблем
Участие школьников в частичном поиске решения проблем проявляется и тогда, когда они высказывают предположение, гипотезу, а ее рассмотрение осуществляет учитель Без этапа частичного поиска невозможно освоение опыта творческой деятельности Э м может быть построен индуктивно или дедуктивно, при сочетании прямого и косвенного взаимодействия участников процесса Главное состоит в способе организованной познават. деятельности учащихся
Необходимо отличать Э м от исследовательского метода, предполагающего поиск решения целостной проблемной задачи
Лит Лернер И Я, Дидактич. основы методов обучения, М, 1981, Дидактика ср школы, под ред M H Скаткина M
И Я Лернер
Участие школьников в частичном поиске решения проблем проявляется и тогда, когда они высказывают предположение, гипотезу, а ее рассмотрение осуществляет учитель Без этапа частичного поиска невозможно освоение опыта творческой деятельности Э м может быть построен индуктивно или дедуктивно, при сочетании прямого и косвенного взаимодействия участников процесса Главное состоит в способе организованной познават. деятельности учащихся
Необходимо отличать Э м от исследовательского метода, предполагающего поиск решения целостной проблемной задачи
Лит Лернер И Я, Дидактич. основы методов обучения, М, 1981, Дидактика ср школы, под ред M H Скаткина M
И Я Лернер
Источник: Российская педагогическая энциклопедия