(от греч. qnosis – познание, heurisko – открываю, methodos – путь исcледования) – способы совместной деятельности учащихся и преподавателя (мастера производственного обучения) в процессе обучения, с помощью которых достигаетcя овладение знаниями, навыками и умениями, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности. Г.-э.м.о. устанавливают характер упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, показывают направление процесса обучения, указывают учащемуся и преподавателю (мастеру производственного обучения) действия, которые необходимо выполнять на уроке.
В связи с многоаспектностью процесса подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в учебных заведениях начального профессионального образования используются такие методы, как:
методы постановки преподавателем учебно-познавательной задачи и принятия ее учащимися;
методы передачи знаний преподавателем и усвоение их учащимися, методы формирования знаний (на основе перцептивной, словесной и перцептивно-логической информации);
методы учебно-познавательной практики (методы репродуктивной учебно-познавательной практики, методы учебно-творческой и учебно-познавательной практики, основанные на использовании учащимися предметных, словесных и предметно-логических средств);
методы проверки знаний, навыков и умений учащихся;
общие методы обучения (репродуктивные общие методы обучения, учебно-творческие общие методы обучения) и др.
Эти методы обусловлены сущностными свойствами учебного познания, уровнями учебно- познавательной деятельности, характерными признаками профессионального обучения, большими возможностями применения эвристик.
В профессиональном обучении широко используются и общенаучные методы познания (анализ и синтез, сравнение и классификация, дедукция и индукция, обобщение, аналогия, абстракция, абстрагирование, конкретизация и др.).
Различают эмпирический и теоретический уровни знаний.
Результаты мыслительной деятельности не только дают новое знание, непосредственно не содержащееся в данных чувственности, но и активно влияют на структуру и содержание чувственного познания. Эмпирический уровень знаний возникает на основе обобщения непосредственного опыта, наблюдения, экспериментирования. Поэтому те эмпирические данные, с которыми имеет дело педагогическая наука, образуются в результате использования теоретических положений для описания содержания чувственного опыта и предполагают ряд теоретических идеализаций. Теоретическое мышление руководствуется при воспроизведении объекта познания методом восхождения от абстрактного к конкретному, с которым неразрывно связаны принципы единства логического и исторического, анализа и синтеза.
Анализ как логический прием обучения предполагает выявление общего свойства, на основе которого объект включается в класс известных предметов, определение характера взаимодействия между элементами целого, установление сходства структур качественно неоднородных систем.
Синтез представляет собой мысленное объединение резных сторон в единое целое, обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта. Степень синтетических обобщений, как и глубина анализа, различна.В процессе производственного обучения вносятся существенные коррективы, определяемые спецификой содержания конкретной профессии (интегрированной группы профессий), особенностями формирования профессиональных навыков и умений, творческой деятельности учащихся в решении поисковых, познавательно-практических, технических, организационно-технических задач.
В процессе профессионального обучения в условиях реально действующего производства преобладают, естественно, практические методы, являющиеся наиболее активными, особенно при самостоятельном выполнении учащимися трудовых функций, связанных с будущей профессией.
В условиях производственной практики, всего процесса профессионального обучения используются следующие методы:
организации и осуществления непосредственно практической работы учащихся во время обучения;
стимулирования и мотивации деятельности учащихся (позволяют сформировать активную позицию в обучении, развить волевую и эмоциональную активность учащихся);
контроля и самоконтроля эффективности профессионального обучения.
В настоящее время широко используются методы обучения, основанные на использовании имитационных моделей поведения, методы так называемого обратного обучения, или обучения, исходящего из обратной связи. При этом акцент делается на развитие у учащихся творческого мышления, на принятие нестандартного ответа, на умение самостоятельно решать жизненные задачи. Сущностью обучения становятся мысли и чувства, которые учащийся открывает в себе и в других во время диалога.
Специфические методы и приемы, с помощью которых учащиеся строят нестереотипные планы и программы решения познавательных, нестандартных задач (типовые задачи, необходимые для выработки навыков применения определенного вида правил и алгоритмов, проблемные задачи, требующие доказательств и опровержений и т.д., принято называть эвристическими. Указанные задачи обычно противопоставляются формальным методам решения, опирающимся на математические модели. Иногда в психологической и кибернетической литературе указанные методы понимаются как индуктивные методы решения.
К эвристическим методам обучения относятся методы логических рассуждений, методы дискуссий, диалога, различные виды дидактических игр («организационно- деятельностная игра», «обучающая игра», «педагогическая игра», «деловая игра» и т.д.) и т.п. Они применяются при организации процесса продуктивного творческого мышления, эвристической деятельности. Включенные в общую систему интеллектуальных ценностей, эвристические методы служат важнейшим компонентом творческой деятельности (несмотря на то, что творческую деятельность нельзя лишь с эвристическими методами). Эвристическое обучение, исторически восходящее к Сократу, состоит в задании обучающимся серии наводящих вопросов и примеров. Например, «мозговой штурм» (коллективный метод решения сложных проблем) основан на том, что учащиеся группы задают автору идеи решения, наводящие вопросы, примеры, контрпримеры. Обучение учащихся эвристическим методам, активизация их поисковой творческой деятельности в процессе решения нестандартных задач является эффективным средством воздействия на познавательные интересы. Овладев ими, учащиеся практически готовы к самообразованию.
Использование эвристик (различные технологические приемы, направляющие поиск в нужное русло, оптимально ограничивающие поле выбора) в учебной деятельности учащихся развивает творческие способности, в частности, такой их компонент, как ассоциативное мышление. Созданию условий для успешного развертывания ассоциативных процессов способствует применение таких методов активизации психологических механизмов творчества, как: «метод фокальных объектов» (перенесение признаков случайно взятых объектов на прототип, который лежит как бы в фокусе переноса), «метод гирлянд случайностей и ассоциаций», в основе которого лежит интенсификация генерирования ассоциаций по сходству, контрасту, смежности, «мозговой штурм»(творческий процесс организуется в виде краткого сеанса одновременного совместного поиска вариантов и экспертизой выдвинутых идей, при этом всячески поощряются неожиданные, фантастические предложения и синтез положительных идей), «синектика» как метод активизации механизмов творческого мышления (в ходе решения избирательных задач используются аналогии, метафоры, эмпатия («вживание» в роль физического и технического объекта)) и др.
Глубокой модификации подвергаются давно апробированные методы обучения и внедряются новые, вызванные к жизни ориентацией на развитие познавательной и творческой активности учащихся. Например, современные технические средства придают методу наглядности качественно новый характер и позволяют будущим квалифицированным рабочим и специалистам быть непосредственными наблюдателями и участниками изучаемых явлений и процессов.
С инновационным подходом к процессу профессиональной подготовки, в котором целью обучения является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, связана разработка Г.-э.м.о. как организации учебно-поисковой, исследовательской деятельности, так и организации учебно-игровой, моделирующей деятельности; активного обмена мнениями, творческой дискуссии и т.д.
С.Я. Баев
ГНОCТИКО-ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ГНОCТИКО-ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.