ЭССЕ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЭССЕ
прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какомулибо поводу, нередко случайному.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ЭССЕ
(от фр. essai – очерк). 1. Небольшой прозаический текст, выражающий индивидуальную точку зрения автора. 2. Вид творческого письменного задания на определенную тему. См. письменная речь, сочинение.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

ЭССЕ
франц. essai — очерк, этюд) — жанр философской, эстетической, литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающей свободную форму изложения с подчеркнутой индивидуальной позицией автора; представляет общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Эссе
(образование) (английского college writing, college composition, college essay) базовый предмет обучения в большинстве вузов США и других стран для улучшения соответствующих навыков у студентов первых лет обучения. В ходе обучения студенты изучают принципы создания и основные типы эссе. В последнее годы методика написания эссе в той или иной форме и объёме начинает преподаваться в нефилологических вузах России. Эссе-прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики в непринужденной форме, излагающей личное соображение автора по какому-либо вопросу.

Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.

Эссе
(Essay) (от французского essai «попытка, проба, очерк», от латинского exagium «взвешивание») литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»). В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы.

Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.

ЭССЕ
(фр. essai – попытка, проба, очерк < от лат. exagium – взвешивать, exigo – взвешиваю) – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные. Внося индивидуализирующие тенденции в различные жанры (не обязательно только литературные), сочетая аргументы и термины разных дисциплин, Э. могут иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический и беллетристический характер. Эссеистический стиль, отличающийся образностью, афористичностью, подчеркнутой субъективностью и установкой на воспроизведение разговорной речи, нередко присущ сочинениям, имеющим строго научную или научно-популярную задачу. Как самостоятельный литературный жанр Э. укоренился в литературе после М. Монтеня. Начала эссеистического стиля и эссеистической трактовки темы обнаруживаются уже в диалогах Платона, вообще – в сочинениях, где на первый план выступает личность автора, выявляющая себя индивидуальной интонацией и другими стилевыми элементами самовыражения и самоанализа (Краткая литературная энциклопедия. – М.: Сов. энцикл., 1975. – С. 962). Т. М. Тимошенкова

Источник: Глоссарий современного образования.

ЭССЕ
(от фр. essai — ‘проба, попытка’) — прозаическое сочинение, обычно небольшого объёма, которое отличается свободной композицией и выражает личные впечатления и соображения автора по какому-л. конкретному поводу [Муравьёв 1975]. Многочисленные виды Э. (философское, моралистическое, политико-социологическое, литературно-критическое, научно-популярное) объединяет форма прямого авторского высказывания: «Эссеист говорит только от себя и за себя» [Любинский 2007: 167]. От рассказа и очерка Э. отличается тем, что концентрируется не на изложении или описании событий, а на их осмыслении; от научной статьи — ярко выраженным субъективизмом, равноправием логических и ассоциативных связей, отступлениями: эссеист словно бы фиксирует на бумаге свободное течение своих мыслей. Зачином Э. может служить описание жизненной ситуации (Бывает полезно присмотреться к регулировщикам на перекрестке. Сразу становится ясна роль судьи в обществе, можно даже разобраться в хитростях частного права...), цитата («Как трудно быть кем-то довольным!» Эти суровые слова Лабрюйера должны заставить нас насторожиться...), афористичная сентенция (Характер есть обдуманное настроение. Грубиян старается быть грубым, даже в радости он корчит из себя ворчуна. Я не верю, что пока Робинзон был одинок, он обладал каким бы то ни было характером...); и др. (Ален). Эссеистическому стилю свойственны афористичность, образность, парадоксальность, употребление обиходной лексики [Кайда 2008]. Интонация «разговора с читателем» задаётся при помощи вопросительных предложений (Почему так происходит?), употребления форм повелительного наклонения (Представьте себе, что...) и первого лица мн. числа (Мы часто забываем о...); субъективность — при помощи вводных конструкций (как мне всегда казалось; на мой взгляд), апелляции к собственному опыту (Меня давно интересовало...; Однажды мне пришлось видеть...) и др.
Основоположник жанра фр. философ М. де Монтень, первым озаглавивший цикл развёрнутых размышлений на различные темы словом «Essais» (1580; в рус. традиции — «Опыты»), имел в виду именно незаконченный, предварительный характер своих заметок; «Опыты» Э. Монтеня испытали влияние античной диатрибы и философского диалога, а также проповеди. Ключевую роль в истории жанра сыграла англ. литературная традиция (само слово «эссеист» возникло в англ. языке). «Опыты» («Essays») Ф. Бэкона (1597) отличают краткость и отточенная композиция, ставшие с тех пор характерными чертами жанра. Становление Э. как рода журналистики связано с именем Дж. Аддисона (журнал «Spectator», 1711). В эпоху романтизма ориентация на непосредственное, «спонтанное» высказывание привела к взлёту популярности Э.; в XX в. оно становится одним их основных жанров литературы «non-fiction» (В. Вулф, Г.К. Честертон, Ален, М. Бланшо, Х.Л. Борхес). Хотя классическая русская литература богата образцами эссеистического стиля («Арабески» и «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя, «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского), в целом жанр Э. приживается в России лишь с XX в. (В.В. Розанов, В.Б. Шкловский, М.И. Цветаева и др.); сам термин фиксируется в словарях начиная с 1930-х гг. [Жолковский 2008]. В современной печати широко распространены периодические Э. (жанр газетной или журнальной колонки, «особого мнения» и пр.) — краткие отклики на те или иные события, имеющие подчёркнуто индивидуальный характер.
Лит.: Ален (Эмиль Огюст Шартье). Суждения. М., 2000; Жолковский А.К. Эссе // Иностранная литература. 2008. № 12; Кайда Л.Г. Эссе: Стилистический портрет. М., 2008; КЛЭ. Т. 8. М., 1975; Любинский А. Эссе // Любинский А. На перекрестье. СПб., 2007; Эпштейн М. Законы свободного жанра: Эссеистика и эссеизм в культуре Нового времени // Вопросы литературы. 1987. № 7; Adorno T.W. Essay as a Form. N.Y., 1975; В. Berger. Der Essay. Mtinchen, 1964; The Lost Origins of Essay. St. Paul, 2009.
Т.Б. Аверина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
333.86 кб

Философско-экономическое эссе о творчестве А. И. Субетто

Чекмарев Василий Владимирович
Читать PDF
612.74 кб

Принцип симфонии в системе образования философско-педагогическое эссе

Шувалов Александр Владимирович
В статье предпринята попытка сравнительного анализа и соотнесения технократической, гуманистической и антропологической моделей образования.
Читать PDF
2.40 мб

Применение методики «Рефлексивное эссе» как способ формирования эстетической культуры будущего специ

Солдатова Инна Николаевна
Рассматривается проблема формирования эстетической культуры специалистов гуманитарного типа: врачей, педагогов и т. д.
Читать PDF
50.50 кб

Процедура обеспечения надежности теста в формате эссе модели взаимодействия предпринимательских стру

Телешев Дмитрий Юрьевич
This paper is devoted to a problem of essay test reliability. The analytical approach is considered to increase essay test reliability, which uses more or less developed scales of criteria for estimation.
Читать PDF
173.58 кб

Эссе о В. К

Баранов Владимир Михайлович
Читать PDF
110.14 кб

Коммодификация знания и образования: эссе о ценностях и ценах

Никольский Владимир Святославович
Читать PDF
263.75 кб

Комментарии к эссе Майкла Барбера, Кейтлин Доннелли, Саада Ризви

Читать PDF
550.11 кб

Эссе как отражение процесса профессионально-личностного становления педагога в системе непрерывного

Галицкая Елена Олеговна
Читать PDF
200.92 кб

Митрофанов К. Г. , шаповал В. В. Как правильно писать реферат и эссе по истории: пособие для старшек

Семёнова Л. Н.
Читать PDF
449.83 кб

Технология оценивании эссе при обучении аспирантов и магистрантов письму для академических целей

Мелёхина Елена Анатольевна
Обсуждается проблема формирования навыков письма для академических целей на английском языке. Делается акцент на значимости обратной связи при обучении письму.
Читать PDF
398.21 кб

Моделирование речемыслительной деятельности как метод обучения эссе

Гневэк Ольга Владимировна, Горшкова Ирина Владимировна
В данной статье анализируется структурно-компонентный состав эссеистической деятельности, понятие эссе рассматривается с лингводидактических позиций с целью выделения ориентировочной основы действия по написанию эссе и организации
Читать PDF
302.46 кб

Академическое эссе: Теория и практика жанра

Минеева Инна Николаевна
Статья посвящена теории и практики жанра академического эссе. Автор знакомит с понятием, историей развития данного жанра, его типами и моделями, раскрывает роль в современном мире и образовательном процессе.
Читать PDF
0.00 байт

Эссе осужденных - материал для работы с личностью

Сломчинский Анатолий
Читать PDF
0.00 байт

Эссе о дистанционном обучении, навеянное тематическим заседанием ученого Совета

Г. Хай
Читать PDF
0.00 байт

Риторические эссе для дагестанских бакалавров

Ваджибов М.Д.
В статье определяется, что такое риторическое эссе и дается примерный перечень эссеистских мини-сочинений, которые являются востребованными в дагестанской поликультурной студенческой аудитории.

Похожие термины:

  • ЭССЕ (образование)

    (Essay) (английского college writing, college composition, college essay) – базовый предмет обучения в большинстве вузов США и других стран для улучшения соответствующих навыков у студентов первых лет обучения. В ходе обуч