ЭССЕ
ЭССЕ
прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какомулибо поводу, нередко случайному.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
ЭССЕ
(от фр. essai – очерк). 1. Небольшой прозаический текст, выражающий индивидуальную точку зрения автора. 2. Вид творческого письменного задания на определенную тему. См. письменная речь, сочинение.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ЭССЕ
франц. essai — очерк, этюд) — жанр философской, эстетической, литературно-критической, художественной, публицистической литературы, сочетающей свободную форму изложения с подчеркнутой индивидуальной позицией автора; представляет общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Эссе
(образование) (английского college writing, college composition, college essay) базовый предмет обучения в большинстве вузов США и других стран для улучшения соответствующих навыков у студентов первых лет обучения. В ходе обучения студенты изучают принципы создания и основные типы эссе. В последнее годы методика написания эссе в той или иной форме и объёме начинает преподаваться в нефилологических вузах России. Эссе-прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики в непринужденной форме, излагающей личное соображение автора по какому-либо вопросу.
Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.
Эссе
(Essay) (от французского essai «попытка, проба, очерк», от латинского exagium «взвешивание») литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»). В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Некоторыми теоретиками рассматривается как четвёртый, наряду с эпосом, лирикой и драмой, род художественной литературы.
Источник: Качество образования словарь для студентов 2 курса отделения социальной педагогики.
ЭССЕ
(фр. essai – попытка, проба, очерк < от лат. exagium – взвешивать, exigo – взвешиваю) – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные. Внося индивидуализирующие тенденции в различные жанры (не обязательно только литературные), сочетая аргументы и термины разных дисциплин, Э. могут иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический и беллетристический характер. Эссеистический стиль, отличающийся образностью, афористичностью, подчеркнутой субъективностью и установкой на воспроизведение разговорной речи, нередко присущ сочинениям, имеющим строго научную или научно-популярную задачу. Как самостоятельный литературный жанр Э. укоренился в литературе после М. Монтеня. Начала эссеистического стиля и эссеистической трактовки темы обнаруживаются уже в диалогах Платона, вообще – в сочинениях, где на первый план выступает личность автора, выявляющая себя индивидуальной интонацией и другими стилевыми элементами самовыражения и самоанализа (Краткая литературная энциклопедия. – М.: Сов. энцикл., 1975. – С. 962). Т. М. Тимошенкова
Источник: Глоссарий современного образования.
ЭССЕ
(от фр. essai — ‘проба, попытка’) — прозаическое сочинение, обычно небольшого объёма, которое отличается свободной композицией и выражает личные впечатления и соображения автора по какому-л. конкретному поводу [Муравьёв 1975]. Многочисленные виды Э. (философское, моралистическое, политико-социологическое, литературно-критическое, научно-популярное) объединяет форма прямого авторского высказывания: «Эссеист говорит только от себя и за себя» [Любинский 2007: 167]. От рассказа и очерка Э. отличается тем, что концентрируется не на изложении или описании событий, а на их осмыслении; от научной статьи — ярко выраженным субъективизмом, равноправием логических и ассоциативных связей, отступлениями: эссеист словно бы фиксирует на бумаге свободное течение своих мыслей. Зачином Э. может служить описание жизненной ситуации (Бывает полезно присмотреться к регулировщикам на перекрестке. Сразу становится ясна роль судьи в обществе, можно даже разобраться в хитростях частного права...), цитата («Как трудно быть кем-то довольным!» Эти суровые слова Лабрюйера должны заставить нас насторожиться...), афористичная сентенция (Характер есть обдуманное настроение. Грубиян старается быть грубым, даже в радости он корчит из себя ворчуна. Я не верю, что пока Робинзон был одинок, он обладал каким бы то ни было характером...); и др. (Ален). Эссеистическому стилю свойственны афористичность, образность, парадоксальность, употребление обиходной лексики [Кайда 2008]. Интонация «разговора с читателем» задаётся при помощи вопросительных предложений (Почему так происходит?), употребления форм повелительного наклонения (Представьте себе, что...) и первого лица мн. числа (Мы часто забываем о...); субъективность — при помощи вводных конструкций (как мне всегда казалось; на мой взгляд), апелляции к собственному опыту (Меня давно интересовало...; Однажды мне пришлось видеть...) и др.
Основоположник жанра фр. философ М. де Монтень, первым озаглавивший цикл развёрнутых размышлений на различные темы словом «Essais» (1580; в рус. традиции — «Опыты»), имел в виду именно незаконченный, предварительный характер своих заметок; «Опыты» Э. Монтеня испытали влияние античной диатрибы и философского диалога, а также проповеди. Ключевую роль в истории жанра сыграла англ. литературная традиция (само слово «эссеист» возникло в англ. языке). «Опыты» («Essays») Ф. Бэкона (1597) отличают краткость и отточенная композиция, ставшие с тех пор характерными чертами жанра. Становление Э. как рода журналистики связано с именем Дж. Аддисона (журнал «Spectator», 1711). В эпоху романтизма ориентация на непосредственное, «спонтанное» высказывание привела к взлёту популярности Э.; в XX в. оно становится одним их основных жанров литературы «non-fiction» (В. Вулф, Г.К. Честертон, Ален, М. Бланшо, Х.Л. Борхес). Хотя классическая русская литература богата образцами эссеистического стиля («Арабески» и «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя, «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского), в целом жанр Э. приживается в России лишь с XX в. (В.В. Розанов, В.Б. Шкловский, М.И. Цветаева и др.); сам термин фиксируется в словарях начиная с 1930-х гг. [Жолковский 2008]. В современной печати широко распространены периодические Э. (жанр газетной или журнальной колонки, «особого мнения» и пр.) — краткие отклики на те или иные события, имеющие подчёркнуто индивидуальный характер.
Лит.: Ален (Эмиль Огюст Шартье). Суждения. М., 2000; Жолковский А.К. Эссе // Иностранная литература. 2008. № 12; Кайда Л.Г. Эссе: Стилистический портрет. М., 2008; КЛЭ. Т. 8. М., 1975; Любинский А. Эссе // Любинский А. На перекрестье. СПб., 2007; Эпштейн М. Законы свободного жанра: Эссеистика и эссеизм в культуре Нового времени // Вопросы литературы. 1987. № 7; Adorno T.W. Essay as a Form. N.Y., 1975; В. Berger. Der Essay. Mtinchen, 1964; The Lost Origins of Essay. St. Paul, 2009.
Т.Б. Аверина
Основоположник жанра фр. философ М. де Монтень, первым озаглавивший цикл развёрнутых размышлений на различные темы словом «Essais» (1580; в рус. традиции — «Опыты»), имел в виду именно незаконченный, предварительный характер своих заметок; «Опыты» Э. Монтеня испытали влияние античной диатрибы и философского диалога, а также проповеди. Ключевую роль в истории жанра сыграла англ. литературная традиция (само слово «эссеист» возникло в англ. языке). «Опыты» («Essays») Ф. Бэкона (1597) отличают краткость и отточенная композиция, ставшие с тех пор характерными чертами жанра. Становление Э. как рода журналистики связано с именем Дж. Аддисона (журнал «Spectator», 1711). В эпоху романтизма ориентация на непосредственное, «спонтанное» высказывание привела к взлёту популярности Э.; в XX в. оно становится одним их основных жанров литературы «non-fiction» (В. Вулф, Г.К. Честертон, Ален, М. Бланшо, Х.Л. Борхес). Хотя классическая русская литература богата образцами эссеистического стиля («Арабески» и «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя, «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского), в целом жанр Э. приживается в России лишь с XX в. (В.В. Розанов, В.Б. Шкловский, М.И. Цветаева и др.); сам термин фиксируется в словарях начиная с 1930-х гг. [Жолковский 2008]. В современной печати широко распространены периодические Э. (жанр газетной или журнальной колонки, «особого мнения» и пр.) — краткие отклики на те или иные события, имеющие подчёркнуто индивидуальный характер.
Лит.: Ален (Эмиль Огюст Шартье). Суждения. М., 2000; Жолковский А.К. Эссе // Иностранная литература. 2008. № 12; Кайда Л.Г. Эссе: Стилистический портрет. М., 2008; КЛЭ. Т. 8. М., 1975; Любинский А. Эссе // Любинский А. На перекрестье. СПб., 2007; Эпштейн М. Законы свободного жанра: Эссеистика и эссеизм в культуре Нового времени // Вопросы литературы. 1987. № 7; Adorno T.W. Essay as a Form. N.Y., 1975; В. Berger. Der Essay. Mtinchen, 1964; The Lost Origins of Essay. St. Paul, 2009.
Т.Б. Аверина
Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.