СОЧИНЕНИЕ
СОЧИНЕНИЕ
эссе, фр. essai прозаический этюд). Творческая письменная работа учащихся; изложение собственных мыслей, намерений. Умение правильно выражать мысли в письменной форме у иностранных учащихся развивается на всех этапах обучения с определенной последовательностью: частное письмо, план, конспект, аннотация, реферат, статья, эссе, рецензия. Проверка данных умений производится через лингводидактические тесты по письменной речи (например, задание: напишите краткую заметку на основе прослушанного интервью). Критерии оценки теста-сочинения разнообразны; учитывается логичность и связность изложения, использование соответствующих задаче языковых средств (нормативных с т.зр. современного русского языка), умение достаточно полно представить информацию в соответствии с принятой структурно-композиционной организацией данного письменного задания, умение сочетать такие способы выражения мыслей, как описание, повествование, объяснение, рассуждение.
Источник: Словарь терминов и понятий тестологии
СОЧИНЕНИЕ
Вид творческого задания, письменная самостоятельная работа учащихся; изложение собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений. С. рассматривается как упражнение для развития связной речи, умений построения текста и применяется на завершающем этапе обучения письму. С. различаются по жанру или способу выражения мыслей (описание, повествование, объяснение, рассуждение), по характеру психологической опоры (зрительно-слуховая, с привлечением собственного опыта), по организации материала (логическая, хронологическая, пространственная, причинноследственная, образно-эмоциональная), по целевому заданию (использование данного образца, определенного лексического и грамматического материала). Развивать умение правильно выражать мысли следует на всех этапах обучения, постепенно усложняя материал, операции с ним и возможные виды письменных сообщений. По каждому способу выражения мыслей целесообразно обучение с такой последовательностью видов сообщений: план, конспект? ., резюме прочитанного текста, изложение его содержания, аннотация, реферат по серии текстов, С. или очерк. Готовить учащихся к С. следует также при помощи системы подготовительных и речевых упражнений.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
СОЧИНЕНИЕ
вид школьного задания.
О 1947 г.: «К столу, как и всегда первой подошла Вера Сверчкова и уверенно положила розовую тетрадь. Трудно было поверить, что в этой опрятной тетради написано уже три классных сочинения. Она казалась совсем новенькой… Вера будто невзначай оглядела класс. Десятки девушек видели, что она первая положила сочинение» (Кузнецова, 1983–2, 331).
О 1950-х гг.: «Сочиненье, сочиненье… / В третьем классе треволненье, / Потому что в первый раз / Сочиненье пишет класс» (Татьяничева, 1959, 10).
О 1980-х гг.: «И [учительница] стала говорить нам про наши сочинения. И зачитывать по порядку. И всех хвалить… “Вова Богданов. Сочинение интересное. Вы только послушайте…”» (Гиневский, 1985, 94).
О середине 1980-х гг.: «Восьмые классы, совсем взрослые, и то вон сколько ошибок насажали. И диктант всего лишь, диктант в сто раз легче писать, чем сочинение. А тут надо же – сочинение. Не умеет Жанна сочинять» (Матвеева, 1987, 198). Сочинение по картине.
О вт. пол. 1940-х гг.: «Сочинения по картине занялди по праву большое место в учебно-восп. работе учителясловесника советской школы» (Юркевич, 1951, 68).
О 4–7 классах в конце 1960-х – нач. 1970-х гг.: «Сочинения по картине бывают… и описательными, и повествовательными, и рассуждениями. Поясним это примерами сочинений по картине К.Е. Маковского “Дети, бегущие от грозы”» (Никольский, 1971, 173).
О 1947 г.: «К столу, как и всегда первой подошла Вера Сверчкова и уверенно положила розовую тетрадь. Трудно было поверить, что в этой опрятной тетради написано уже три классных сочинения. Она казалась совсем новенькой… Вера будто невзначай оглядела класс. Десятки девушек видели, что она первая положила сочинение» (Кузнецова, 1983–2, 331).
О 1950-х гг.: «Сочиненье, сочиненье… / В третьем классе треволненье, / Потому что в первый раз / Сочиненье пишет класс» (Татьяничева, 1959, 10).
О 1980-х гг.: «И [учительница] стала говорить нам про наши сочинения. И зачитывать по порядку. И всех хвалить… “Вова Богданов. Сочинение интересное. Вы только послушайте…”» (Гиневский, 1985, 94).
О середине 1980-х гг.: «Восьмые классы, совсем взрослые, и то вон сколько ошибок насажали. И диктант всего лишь, диктант в сто раз легче писать, чем сочинение. А тут надо же – сочинение. Не умеет Жанна сочинять» (Матвеева, 1987, 198). Сочинение по картине.
О вт. пол. 1940-х гг.: «Сочинения по картине занялди по праву большое место в учебно-восп. работе учителясловесника советской школы» (Юркевич, 1951, 68).
О 4–7 классах в конце 1960-х – нач. 1970-х гг.: «Сочинения по картине бывают… и описательными, и повествовательными, и рассуждениями. Поясним это примерами сочинений по картине К.Е. Маковского “Дети, бегущие от грозы”» (Никольский, 1971, 173).
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.
СОЧИНЕНИЕ
методический термин, обозначающий вид учебной работы учащихся, в основе которой лежит самостоятельное создание как письменного, так и устного высказывания (устные сочинения). Как продукт речевой деятельности С. — это текст, речевое произведение. И как любой текст, С. ученика в идеальном случае представляет собой тематическое, смысловое, структурное, стилевое единство (определямое коммуникативной установкой автора). Указанные особенности и являются предметом изучения каждого из обозначенных в школьной программе по русскому языку речевых произведений. Начальным этапом овладения речевыми произведениями («композиционными формами», по выражению В.В. Виноградова) являются типы речи (рассуждение, повествование, описание), которые закреплены в речевой практике людей. Предметом обучения в старших классах являются С. школьников определенного типа (в том числе своеобразные по своей структуре и языковому оформлению) на литературные темы, которые создаются с опорой на литературное произведение. Литературные произведения используются как образец жанра (типа) речи: загадка, сказка, рассказ и пр.; источник эмоционального настроя учащихся; основа обучения другому жанру (инсценировка, киносценарий и др.). По характеру переработки исходного литературного текста выделяются С: 1) в основе которых лежит воспроизведение (устные и письменные развернутые ответы, например «Художественное своеобразие драматургии А.П. Чехова»); 2) предполагающие определенную интерпретацию (аннотации, отзывы, рецензии, обзоры, рефераты, предисловие, послесловие, литературный очерк и пр.); 3) концепция автора в отношении исходного текста дается в оригинальной форме (интервью, дневник героя, рассказ). Школьные С. отличаются большим разнообразием, они классифицируются: — по характеру материала и по тематике — на литературнуютему, по аналогии с прочитанным рассказом, по данным началуили концу, с грамматическим заданием и пр.; — по степени самостоятельности и формам подготовительной работы — на заданную или свободную тему, с длительной подго товкой или без нее; — с точки зрения стиля: разговорная и учебно-деловая, публицистическая и художественная; — с точки зрения жанра: для устной речи — непринужденныймонолог, доверительная беседа, деловая беседа, считалка, скороговорка, для письменной речи — заметка, репортаж, биография,объявление, афиша, письмо в газету и др. — с точки зрения функциональных типов текста: повествование, рассуждение, описание; — с точки зрения объема: полные и С.-миниатюры (зарисовка,этюд, эссе); — с точки зрения источника: по жизненным впечатлениям, музыкальному, литературному произведению, по наблюдениями др. В современной методике определены конкретные умения, обеспечивающие создание высказываний: 1) умение ориентироваться в ситуации и содержании общения, т. е. осознавать: общее коммуникативное намерение, или мотив общения (спросить, сказать, побудить); задачу речи (зачем говорю или пишу: чтобы поделиться мыслями, чувствами, чтобы сообщить точные сведения, чтобы воздействовать на образ мысли, чувства, поведение собеседника); особенности адресата (к кому обращаюсь: к близкому, знакомому или постороннему человеку, равному по возрасту, положению или нет, находящемуся рядом или нет, к одному-двум или многим людям); предмет речи (о чем собираюсь говорить или писать); общий замысел, основную мысль (что хочу донести); 2) умение планировать высказывание, т. е. намечать: ход развития основной мысли; микротемы, их последовательность; ведущийтип речи (повествование, описание, рассуждение), жанр; общиетребования к отбору содержания и языковых средств с учетом задачи речи и адресата, замысла, типового значения и жанра; 3) умение создавать высказывание, устное или письменное,т. е. развивать тему и основную мысль, отбирая необходимое содержание с учетом ситуации общения, замысла, типа речи, жанра, распределяя по микротемам, организуя в рамках каждой из них;выбирая языковые средства, формулируя каждую мысль, конструируя предложения с учетом общего замысла и логики его развития; стиля, типа речи, жанра, требований культуры речи; 4) умение осуществлять контроль за речью: оценивать соответствие высказывания ситуации общения, замыслу, требованиямкультуры речи и речевого поведения; воспринимать или предполагать реакцию партнера (степень понимания, отношение и т. д.);совершенствовать высказывание по ходу его создания или после. Лит.: Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. — М., 1986; Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5—7 кл.: Кн. для учителя. — М., 1991; Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. — М., 1980; Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. — М., 1990; Система обучения сочинениям в 4—8 кл. / Под ред. Т.А. Ладыженской. — М., 1973. ОМ. Казарцева