Экология
Экология
(гр. oikos-дом, родина + логия) – наука о связи живых существ со средой.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Экология
наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде.
ЭКОЛОГИЯ
(греч. oikos дом, жилище, место обитания) наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей средой, вмещает идею о единой семье с единым домашним хозяйством.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
ЭКОЛОГИЯ
наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с неживыми компонентами функционально единой природы Земли. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, животных, растений и жизнь нашего общего места проживания – планеты Земля.
ЭКОЛОГИЯ
учебный предмет, в содержание которого входит изучение взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, общих закономерностей взаимодействия природы и общества, вопросов охраны окружающей среды и целесообразного использования природных ресурсов. Входит в образовательную область "ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ".
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Экология
гр. – вести дом) – наука изучающая общие законы функционирования всего живого в этом мире, в том числе в социальных и техногенных условиях, отношения живых организмов и окружающей среды. Экология исследует популяции, среду обитания живых существ, включая человека, положение человека как вида и общества в экосфере планеты. Внутри экологии как научной отрасли сложились свои ветви: социальная экология, экономическая экология, экология человека, географическая экология, экология города, экологическая педагогика, экологическая психология и др.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ЭКОЛОГИЯ
учение о жилище: от греч. оikos - дом, жилище и logos - наука) — один из разделов биологической науки: изучение взаимоотношений организмов со средой обитания - то есть своим домом. В биологическую науку этот термин ввел немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель в работе "Общая морфология организмов", 1866 г.) Сейчас экология это не только охрана природы и окружающей среды - это учение о создании (или воссоздании) гармонических взаимоотношений организма со средой, оптимальных условий проживания организма (в том числе человека) в среде обитания. (Кривых С.В., Макареня А.А. Педагогическая антропология. Педагогика жизнедеятельности. - СПб, 2003. -15)
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ЭКОЛОГИЯ
от греч. oikos—дом, жилище и logos — учение, понятие) — наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом, В 20 в. в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов. С 70-х гг. 20 в. складывается экология человека, или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия человека с окружающей средой, а также практические проблемы ее охраны. Задача экологии как науки — искать и предлагать такие способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвратили катастрофические последствия, но и позволили существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ЭКОЛОГИЯ
наука, изучающая отношения между живыми существами и окружающей средой. Часто, когда говорят об Э., имеют в виду Э. людей, то есть применение этой науки только к человеческим существам. Долгое время Э. рассматривалась как наука низшего порядка по сравнению с биологией и демографией. Но начиная с 1970 г. она приобрела совершенно особое значение. С одной стороны, это было связано с осознанием общепланетарного характера проблемы экспоненциального роста населения мира и потребления некоторых природных ресурсов. С другой стороны, в плане более локальном, это было обусловлено вниманием к новому значению проблем природной среды и различных видов ее загрязнения. Эта последняя причина преобладает в сознании людей, для которых слово «Э.» стало синонимом охраны природы и защиты окружающей среды. Экологические движения, появившиеся в США в 1970 г. и гораздо позднее во Франции, в итоге стали заниматься больше защитой концепции жизни, основанной на определенных ее качествах, чем действительно экологическим анализом проблем развития.
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
Экология
греч. ойкос - дом. жилище, родина + логос - наука) - "область знания, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой".Важной экологической характеристикой какого-либо сообщества выступают цепи питания. Пищевые цепи составляют группы организмов, каждая из которых служит пищей для последующего звена. В естественных сообществах обычны два-пять и более звеньев, в антропогенных сообществах количество звеньев изменяется, чаще в сторону уменьшения. Такой процесс называется упрощением сообществ, он может привести к необратимым последствиям. В цепях питания выделяются: 1) продуценты - создающие биомассу фотосинтезирующие и хемосинтезирующие растения и микроорганизмы; 2) консументы - животные, преобразующие биомассу: консументы первого порядка - растительноядные животные, консументы второго порядка - хищные животные и паразиты; 3) редуценты - микроорганизмы и грибы, разлагающие биомассу до неорганического состояния. "Исчезновение любого низшего звена цепи питания приводит к исчезновению всех вышестоящих, например, уничтожение растений приводит к гибели растительноядных животных, хищников, паразитов и редуцентов". Исчезновение какого-либо звена консументов и редуцентов приводит к изменению скорости круговорота органического углерода, воды, кислорода и, в конечном итоге, к экологической катастрофе.
Источник: Педагогическая антропология. Словарь
Экология
[гр. oikos – жилище, местообитание + …логия] – область знания, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой (в том числе с другими организмами и сообществами). Э. традиционно рассматривается как часть биологии. Она включает Э. особей – аутэкологию, Э. популяций – популяционную экологию, или демэкологию, Э. сообществ – синэкологию. В составе Э. рассматривают также экологию растений, экологию животных, эволюционную экологию (исследующую экологические аспекты эволюции) и общую экологию (изучает наиболее общие закономерности взаимоотношений организмов и среды). Иногда для обозначения Э. как части биологии применяется термин биоэкология (биологическая экология), что точно отражает суть понятия. В период с 60-х г. нашего века на базе некоторых физико-химических и технологических отраслей, биоэкологии, географии, социологии и др. научных направлений (отчасти медицины, климатологии, океанологии и т. д.) возникла новая область знания, рассматривающая любую совокупность предметов и явлений с точки зрения объекта (как правило, живого или с участием живого, в том числе человека), принимаемого за центральный в этой совокупности. Поскольку отношение «живое – среда» сохранилось как центральная концепция, на эту область знания перешло название «экология» («большая», или всеобщая экология, мегаэкология, «новая» экология и т. п.). В своей основе – по истокам, доминирующим методам – это биолого-социо-географическая область формирующегося знания, по объему и общественному значению вышедшая за рамки материнских наук и равная математике, физике, химии, классической биологии и т.п. Формирование новой комплексной экологии, включающей элементы естественных, общественных и технических наук еще не закончилось, и как школьный учебный предмет она частично входит в состав общей биологии (учение о биосфере). В «большую» экологию входят социальная экология и др. небиологические дисциплины. В последние годы «большую» экологию все чаще называют всеобщей и мегаэкологией (в переводе «большая экология»), а также не совсем верно экологистикой.
Литература: Горышкина Т.К. Экология растений. – М.: Высш. шк., 1979; Дре Ф. Экология. – М.: Атомиздат, 1976; Лархер В. Экология растений. – М.: Мир, 1978; Одум Ю. Основы экологии. – М.: Мир, 1975; 1986; Пианка Э. Эволюционная экология. – М.: Прогрес, 1981; Плотников В.В. На перекрестках экологии. – М.: Мысль, 1985; Рикфлекс Р. Основы общей экологии. – М.: Мир, 1979; Смит Р.Л. Наш дом планета Земля: Полемические очерки об экологии человека. – М.: Мысль, 1982; Фарб Питер. Популярная экология. – М.: Мир, 1971; Чернова Н.М., Вылова А.М. Экология. – М.: Просвещение, 1981; Шварц С.С. Эволюционная экология животных. – Свердловск, 1969.
Литература: Горышкина Т.К. Экология растений. – М.: Высш. шк., 1979; Дре Ф. Экология. – М.: Атомиздат, 1976; Лархер В. Экология растений. – М.: Мир, 1978; Одум Ю. Основы экологии. – М.: Мир, 1975; 1986; Пианка Э. Эволюционная экология. – М.: Прогрес, 1981; Плотников В.В. На перекрестках экологии. – М.: Мысль, 1985; Рикфлекс Р. Основы общей экологии. – М.: Мир, 1979; Смит Р.Л. Наш дом планета Земля: Полемические очерки об экологии человека. – М.: Мысль, 1982; Фарб Питер. Популярная экология. – М.: Мир, 1971; Чернова Н.М., Вылова А.М. Экология. – М.: Просвещение, 1981; Шварц С.С. Эволюционная экология животных. – Свердловск, 1969.