Экология

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Экология
(гр. oikos-дом, родина + логия) – наука о связи живых существ со средой.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Экология
наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ЭКОЛОГИЯ
(греч. oikos дом, жилище, место обитания) наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с окружающей средой, вмещает идею о единой семье с единым домашним хозяйством.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

ЭКОЛОГИЯ
наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с неживыми компонентами функционально единой природы Земли. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, животных, растений и жизнь нашего общего места проживания – планеты Земля.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

ЭКОЛОГИЯ
учебный предмет, в содержание которого входит изучение взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, общих закономерностей взаимодействия природы и общества, вопросов охраны окружающей среды и целесообразного использования природных ресурсов. Входит в образовательную область "ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ".

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Экология
гр. – вести дом) – наука изучающая общие законы функционирования всего живого в этом мире, в том числе в социальных и техногенных условиях, отношения живых организмов и окружающей среды. Экология исследует популяции, среду обитания живых существ, включая человека, положение человека как вида и общества в экосфере планеты. Внутри экологии как научной отрасли сложились свои ветви: социальная экология, экономическая экология, экология человека, географическая экология, экология города, экологическая педагогика, экологическая психология и др.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ЭКОЛОГИЯ
учение о жилище: от греч. оikos - дом, жилище и logos - наука) — один из разделов биологической науки: изучение взаимоотношений организмов со средой обитания - то есть своим домом. В биологическую науку этот термин ввел немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель в работе "Общая морфология организмов", 1866 г.) Сейчас экология это не только охрана природы и окружающей среды - это учение о создании (или воссоздании) гармонических взаимоотношений организма со средой, оптимальных условий проживания организма (в том числе человека) в среде обитания. (Кривых С.В., Макареня А.А. Педагогическая антропология. Педагогика жизнедеятельности. - СПб, 2003. -15)

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЭКОЛОГИЯ
от греч. oikos—дом, жилище и logos — учение, понятие) — наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом, В 20 в. в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов. С 70-х гг. 20 в. складывается экология человека, или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия человека с окружающей средой, а также практические проблемы ее охраны. Задача экологии как науки — искать и предлагать такие способы воздействия на окружающую среду, которые бы не только предотвратили катастрофические последствия, но и позволили существенно улучшить биологические и социальные условия развития человека и всего живого на Земле.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ЭКОЛОГИЯ
наука, изучающая отношения между живыми существами и окружающей средой. Часто, когда говорят об Э., имеют в виду Э. людей, то есть применение этой науки только к человеческим существам. Долгое время Э. рассматривалась как наука низшего порядка по сравнению с биологией и демографией. Но начиная с 1970 г. она приобрела совершенно особое значение. С одной стороны, это было связано с осознанием общепланетарного характера проблемы экспоненциального роста населения мира и потребления некоторых природных ресурсов. С другой стороны, в плане более локальном, это было обусловлено вниманием к новому значению проблем природной среды и различных видов ее загрязнения. Эта последняя причина преобладает в сознании людей, для которых слово «Э.» стало синонимом охраны природы и защиты окружающей среды. Экологические движения, появившиеся в США в 1970 г. и гораздо позднее во Франции, в итоге стали заниматься больше защитой концепции жизни, основанной на определенных ее качествах, чем действительно экологическим анализом проблем развития.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Экология
греч. ойкос - дом. жилище, родина + логос - наука) - "область знания, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой".Важной экологической характеристикой какого-либо сообщества выступают цепи питания. Пищевые цепи составляют группы организмов, каждая из которых служит пищей для последующего звена. В естественных сообществах обычны два-пять и более звеньев, в антропогенных сообществах количество звеньев изменяется, чаще в сторону уменьшения. Такой процесс называется упрощением сообществ, он может привести к необратимым последствиям. В цепях питания выделяются: 1) продуценты - создающие биомассу фотосинтезирующие и хемосинтезирующие растения и микроорганизмы; 2) консументы - животные, преобразующие биомассу: консументы первого порядка - растительноядные животные, консументы второго порядка - хищные животные и паразиты; 3) редуценты - микроорганизмы и грибы, разлагающие биомассу до неорганического состояния. "Исчезновение любого низшего звена цепи питания приводит к исчезновению всех вышестоящих, например, уничтожение растений приводит к гибели растительноядных животных, хищников, паразитов и редуцентов". Исчезновение какого-либо звена консументов и редуцентов приводит к изменению скорости круговорота органического углерода, воды, кислорода и, в конечном итоге, к экологической катастрофе.

Источник: Педагогическая антропология. Словарь

Экология
[гр. oikos – жилище, местообитание + …логия] – область знания, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой (в том числе с другими организмами и сообществами). Э. традиционно рассматривается как часть биологии. Она включает Э. особей – аутэкологию, Э. популяций – популяционную экологию, или демэкологию, Э. сообществ – синэкологию. В составе Э. рассматривают также экологию растений, экологию животных, эволюционную экологию (исследующую экологические аспекты эволюции) и общую экологию (изучает наиболее общие закономерности взаимоотношений организмов и среды). Иногда для обозначения Э. как части биологии применяется термин биоэкология (биологическая экология), что точно отражает суть понятия. В период с 60-х г. нашего века на базе некоторых физико-химических и технологических отраслей, биоэкологии, географии, социологии и др. научных направлений (отчасти медицины, климатологии, океанологии и т. д.) возникла новая область знания, рассматривающая любую совокупность предметов и явлений с точки зрения объекта (как правило, живого или с участием живого, в том числе человека), принимаемого за центральный в этой совокупности. Поскольку отношение «живое – среда» сохранилось как центральная концепция, на эту область знания перешло название «экология» («большая», или всеобщая экология, мегаэкология, «новая» экология и т. п.). В своей основе – по истокам, доминирующим методам – это биолого-социо-географическая область формирующегося знания, по объему и общественному значению вышедшая за рамки материнских наук и равная математике, физике, химии, классической биологии и т.п. Формирование новой комплексной экологии, включающей элементы естественных, общественных и технических наук еще не закончилось, и как школьный учебный предмет она частично входит в состав общей биологии (учение о биосфере). В «большую» экологию входят социальная экология и др. небиологические дисциплины. В последние годы «большую» экологию все чаще называют всеобщей и мегаэкологией (в переводе «большая экология»), а также не совсем верно экологистикой.
Литература: Горышкина Т.К. Экология растений. – М.: Высш. шк., 1979; Дре Ф. Экология. – М.: Атомиздат, 1976; Лархер В. Экология растений. – М.: Мир, 1978; Одум Ю. Основы экологии. – М.: Мир, 1975; 1986; Пианка Э. Эволюционная экология. – М.: Прогрес, 1981; Плотников В.В. На перекрестках экологии. – М.: Мысль, 1985; Рикфлекс Р. Основы общей экологии. – М.: Мир, 1979; Смит Р.Л. Наш дом планета Земля: Полемические очерки об экологии человека. – М.: Мысль, 1982; Фарб Питер. Популярная экология. – М.: Мир, 1971; Чернова Н.М., Вылова А.М. Экология. – М.: Просвещение, 1981; Шварц С.С. Эволюционная экология животных. – Свердловск, 1969.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
52.36 кб

Перспективы развития учебного курса «Экология»

Лызь Н. А., Лызь А. Е.
Читать PDF
84.88 кб

Экология как экуменология

Семин В. К.
Читать PDF
378.37 кб

Курс региональной экологии для студентов-бакалавров профиля «Экология»

Озерский Павел Викторович
Обсуждаются подходы к преподаванию региональной экологии в условиях университета, в котором обучаются студенты из разных регионов России. Предлагаются темы лекций и практических занятий, а также аттестационные задания.
Читать PDF
164.83 кб

Модульно-рейтинговая система преподавания дисциплины «Экология» в строительном вузе

Чуприна Елена Владимировна
Разработана технология преподавания дисциплины «Экология» с использованием модульно-рейтинговой системы, которая способствует активизации мышления студентов и формированию у них нестандартных подходов к решению экологических пробл
Читать PDF
386.17 кб

Особенности разработки авторской образовательной Программы «Экология и родной край» как вариативной

Финогенова Любовь Вячеславовна
В статье описаны особенности разработки авторской образовательной программы «Экология и родной край», которые необходимо учитывать в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательно
Читать PDF
1.08 мб

Всероссийская научно-практическая конференция «Экология: Наука, образование, воспитание»

Сайпуева Эльвира Бекбулатовна
Читать PDF
212.63 кб

III молодежная научно-практическая конференция «Экология родного края: проблемы и пути их решения»

Ашихмина Т. Я., Скугорева С. Г.
Читать PDF
3.20 мб

Формы и принципы интеграции естественно—научных дисциплин на основе модели “экология и диалектика”

Арсентьева Т. Н.
Читать PDF
212.54 кб

Курс «Экология» для студентов небиологических специальностей классического университета

Кожевников Николай Владимирович, Кожевникова Надежда Иосифовна, Гольдфейн Марк Давидович
Рассматривается содержание учебного курса "Экология", разработанного в Саратовском госуниверситете для студентов небиологических специальностей и направлений подготовки.
Читать PDF
238.91 кб

Экология информационной образовательной среды

Бояров Евгений Николаевич
В статье рассматривается феномен информационной образовательной среды с точки зрения экологических проблем ее формирования и развития. Сформулированы элементы и типологические признаки информационной образовательной среды.
Читать PDF
249.84 кб

Экология Астраханской области в зеркале Интернета: взгляд с позиций образования

Брумштейн Юрий Моисеевич, Сисемалиева Марина Андреевна, Ибрагимова Алина Тимуровна
Обоснована целесообразность применения в рамках экологического образования населения региональной информации.
Читать PDF
96.40 кб

Краевая студенческая олимпиада «Промышленная экология и валеология»

Степень Р. А.
Читать PDF
137.15 кб

Рецензия на книгу Н. А. Агаджаняна «Экология души человека и природа»

Ушаков Игорь Борисович
Читать PDF
848.43 кб

Безопасность труда и экология

Захаркин В.
Читать PDF
0.00 байт

Экология в России XXI века: проблемы и решения

Алимов Андрей Алексеевич

Похожие термины:

  • Экология человека

    наука, изучающая общие закономерности взаимоотношений природы и человека и разрабатывающая мероприятия, направленные на оптимизацию их взаимодействия.
  • ЭКОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

    Термин «экология» (от греч. oikos - дом, жилище и logos - наука) введен в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере
  • Экология медийная

    media ecology) – раздел духовной экологии, в котором рассматриваются основные принципы медийного репертуара, культуры медиавосприятия; создание своеобразного иммунитета против низкокачественных мед
  • Экология образования

    это комплекс знаний, навыков и умений, ценностных ориентаций учителя и специальных мер и мероприятий, помогающих педагогическому коллективу образовательного учреждения сделать учебно-воспитате
  • Экология чтения

    композитная научная дисциплина концептуального характера экологического типа, изучающая закономерности взаимодействия окружающей социально-культурной, культурно-природной, информационно-тех
  • ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

    отрасль социологии, изучающая закономерности и формы взаимодействия общества со средой общения, многообразие связей социальных изменений с изменениями в их жизнеобеспечивающих материальных пр
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

    научная дисциплина, имеющая несколько значений: 1) раздел профессиональной педагогики, изучающий общие и специфические закономерности, законы, принципы, нормы, ценности и условия, виды деятельнос
  • Экологизм

    гр. – учение о доме) – новая философия, объясняющая взаимоотношение человека и окружающей его жизни, в том числе природы. Это философия создания нравственных ценностей и новой идеологии человечес
  • Экологический лот чтения

    метафора, дающая представление о глубине личностного знания по экологии чтения.
  • ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

    система комплексной оценки проектов хозяйственного строительства и использования природных ресурсов на предмет их соответствия требованиям экологической безопасности и системе рационального
  • ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

    способность к компетентному участию в деятельности по предотвращению и устранению ущерба, причиняемого природе производственно-хозяйственной деятельностью. Складывается из следующих компонен
  • Теория медиаобразования экологическая

    ecologic approach, therapy approach) (Н.Ф. Хилько, 2001 и др.). Эта теория опирается на труды известных ученых экологов и философов (В.И. Вернадского, Л.Н. Гумилева и др.). Медиапедагоги-«экологи» убеждены, что необходимо
  • Экологическая педагогика

    новая ветвь педагогического знания, интегрирующая в себе необходимые сведения о человеке, полученные другими науками (философией, физиологией, гигиеной, медициной, анатомией, антропологией, псих
  • Экологическая психология

    новая ветвь психологического знания, родившаяся на интеграции знаний о человеке из области философии, психологии, экологии, педагогики, психотерапии, медицины в целях объяснения условий и принци
  • ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ СРЕДЫ

    междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнед
  • Безопасность экологическая

    любая деятельность человека, исключающая вредное воздействие на окружающую среду.
  • Депривация (экологическая)

    [см. депривация] – потеря экологической устойчивости вследствие упрощения биологического сообщества.
  • ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

    наличие у человека определенных знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующихся с требованием бережного отношения к природе.
  • Экологическая модель здоровья

    (Ecological public health) [эко + …логия + модель + здоровье] – концептуальная основа, согласно которой факторы, определяющие состояние здоровья и благополучия должны рассматриваться во взаимодействии с усло
  • Экологическая ответственность

    подразумевает соблюдение осторожности в отношении к природе.