ДОКАЗАТЕЛЬСТВО в обучении

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В ОБУЧЕНИИ
логическое действие, в процессе которого обосновывается истинность суждения. В обучении применяются следующие формы доказательства: использование доказательства педагогом при изложении учебного материала; самостоятельное действие учащихся, получивших прямое предложение доказать тот или иной тезис; предложение учащимся задач, требующих в ходе решения самостоятельного доказательства.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО в обучении
логическое действие, в процессе которого обосновывается истинность суждения. Д. может выступать в процессе обучения как одно из средств развития логического мышления, прием активизации мыслительной деятельности учащихся, общий способ организации усвоения знаний. Д. иногда рассматривается как единственно возможная форма адекватной передачи определенного содержания, обеспечивающая последовательность и непротиворечивость, а следовательно, истинность и безупречность выводов.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО в обучении
логич. действие, в процессе к-рого обосновывается истинность суждения. Возможны 3 формы Д. в обучении: использование Д. учителем или составителем учебника при изложении уч. материала; самостоят. Д. учащихся, получивших от учителя прямое предложение доказать тот или иной тезис; постановка учителем задач, требующих в ходе решения самостоят. Д. учащихся. С точки зрения самостоятельности и осознанности осуществляемых действий более высокий уровень имеют Д., обусловленные потребностью решить стоящую перед учащимися в данный момент проблему.
Введение Д. в обучение, особенно на уроках гуманитарных дисциплин, довольно необычно для учащихся — у школьников, как правило, отсутствует потребность в таких Д. Доказательное изложение материала учителем объективно способствует формированию у учащихся внутр. потребности в обосновании чужих, а затем и своих суждений, повышает качество знаний, является средством сосредоточения внимания, активизации мышления, т. к. предполагает критич. прослеживание хода рассуждений. Учитель в ходе рассуждения демонстрирует сложную умственную работу, побуждая к таковой учащихся.
Учащиеся, даже при однократном введении Д. учителем, пытаются копировать форму его изложения, что говорит о большой силе воздействия логич. структур. В результате доказательного изложения на первый план выступают аргументиров. положения, к-рые легко и прочно усваиваются. Учащимся становятся доступны и сложные «многоходовые» Д., но при обязательном условии полной логич. развернутости и наглядности демонстрации логич. рассуждения. Под демонстрацией понимается и совокупность логич. правил, применение к-рых обеспечивает последоват. связь мыслей, убеждает в необходимой обоснованности тезиса, его истинности.
Д. может выступать в процессе обучения как средство развития логич. мышления учащихся; как прием активизации их мыслительной деятельности; особый способ организации усвоения знаний; иногда как единственно возможная форма адекватной передачи определенного содержания, обеспечивающая последовательность и непротиворечивость, а следовательно, истинность и безупречность выводов; как неподменяемое средство формирования и проявления поисковых, творческих умений и навыков учащихся (в том случае, когда осуществляется самостоят. поиск Д.). Если речь идет о материале высокого уровня обобщения, то Д. берет на себя и роль стимула в становлении убеждений и мировоззрения учащихся.
Д. могут применяться в обучении лишь при соблюдении ряда обязат. условий. Так, ярко выраженную доказательную структуру целесообразно использовать при рассмотрении гл. вопросов темы или одного вопроса, наиб. отчетливо выражающего сущность изучаемого явления или процесса. Выделение для Д. ведущих вопросов темы, стержневых обобщенных мыслей, идей позволяет строить изложение концентрически (см. Концентризм в обучении). Д. всегда строится на конкретном материале и заключается в первую очередь в подборе веских и достаточных аргументов в пользу тезиса, т. е. Д. может иметь место только в том случае, если у доказывающего и воспринимающих достаточно сведений из области знаний, в рамках к-рой развертывается рассуждение. Поэтому только ограниченную часть новых знаний уч-ся могут приобретать через выводы. Кроме того, чтобы Д. действительно могли способствовать усвоению знаний учащимися, они должны утроиться на таком материале, структура к-рого соответствует отд. видам Д., т.е. сам материал подсказывает ту или иную систему аргументации. Использование Д. в обучении основано на подготовленности учащихся к логич. операциям такого типа и учете их возрастных особенностей.
Эффективность самостоят. Д. в большей мере зависит от способов их включения в уч. процесс, от той необходимой меры помощи, к-рую в состоянии предложить учитель каждому ученику. Совр. дидактич. концепции обновления школы, ориентируют на усиление роли самостоят. доказательных построений в уч.-воспитат. процессе, направленном на становление личности ученика. И. К. Журавлев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия