ДИЗСОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Дизсоциальное воспитание
(от лат. dis приставка, сообщающая понятию противоположный смысл + социальное воспитание) — целенаправленное формирование антисоциальных созна ния и поведения у членов криминальных и тоталитарных (политических и квазикультовых) групп и организаций (сообществ). Задача Д. в. — привлечение и подготовка кадров, необходимых для функционирования подобных антисоциальных объединений. Цели Д. в. зависят от характера тех групп и организаций, в которых оно реализуется. Но в любой из них Д. в. имеет целью добиться абсолютного подчинения членов организации лидеру, усвоения ими соответствующих норм и ценностей и некритической реализации их в повседневной жизни.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

ДИЗСОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
от лат. dis - приставка, сообщающая понятию противоположный смысл, и социальное воспитание)— целенаправленное формирование антисоциальных сознания и поведения у членов криминальных и тоталитарных (политических и квазикультовых) групп и организаций (сообществ). Задача Д.в. - привлечение и подготовка кадров, необходимых для функционирования подобных антисоциальных объединений. Цели Д.в. зависят от характера тех групп и организаций, в которых оно реализуется. Но в любой из них Д.в. имеет целью добиться абсолютного подчинения членов организации лидеру, усвоения ими соответствующих норм и ценностей и некритической реализации их в повседневной жизни. В Д.в. человек рассматривается не как личность (самостоятельный, ответственный субъект), а как индивид (т.е. представитель биологического рода или социальной группы), как объект воздействия лидеров. Взаимодействие членов организации с лидерами имеет сугубо инструментально-деятельностный характер (например, в ходе криминальных или экстремистских действий). Д.в. осуществляется с помощью определенного набора средств, из которых важнейшими можно считать следующие средства. Во-первых, осн. род занятий группы или организации (криминальный, квазикультурный, экстремистский). Во-вторых, автократический (самовластный) стиль руководства, предполагающий единоличное управление лидером жизнедеятельностью группы или организации, беспрекословное подчинение рядовых членов лидеру, жесткий контроль за жизнью и поведением каждого, использование широкого набора негативных санкций (включая физическое насилие, а в криминальных и некоторых тоталитарных группах - физическое уничтожение) по отношению к нарушителям норм и приказов. Реализация автократического стиля руководства ведет к тому, что первоначально складывающиеся отношения "лидер - ведомый", "учитель - ученик" превращаются в отношения "господин - раб", т.е. к полному подавлению членов группы. В-третьих, характер осн. рода занятий, ценности и нормы, внедряемые в группе или организации, формируют специфическую для нее субкультуру (жаргон, способы свободного времяпрепровождения, эстетические пристрастия - одежда, прическа и др., стиль взаимоотношений внутри группы и взаимодействия вне группы, фольклор), которая становится эффективным средством Д.в. Процесс Д.в. в общем виде включает в себя ряд этапов. Первый - возникновение у человека образа организации, привлекательного для него в силу половозрастных, социально-культурных или индивидуальных особенностей, желания войти в нее и получить в ней признание. Например, криминальная или экстремистская деятельность привлекает подростков в силу их возрастных особенностей своей необычностью, рискованностью, возможностью компенсировать ущербность, самоутвердиться. Квазикультурные организации привлекают, как правило, людей неустроенных, одиноких, потерявших или ищущих смысл жизни и т.д. Второй - включение человека в жизнедеятельность организации, узнавание и освоение ее норм, ценностей, стиля взаимоотношений. Третий - удовлетворение определенных потребностей человека в антисоциальных формах, трансформация ряда потребностей в антисоциальные. Например, установка на криминальные действия первоначально складывается под влиянием потребности в престиже, признании, самоутверждении. При неоднократном совершении подобных действий эта установка закрепляется, приводит к изменению мотивации, формированию самостоятельной потребности в криминальных формах поведения. Четвертый - закрепление антисоциальных действий до уровня неконтролируемых сознанием автоматизмов, что свидетельствует о возникновении фиксированных антисоциальных установок (Т.Ш. Ангуладзе, Н.Г. Маградзе), которые и определяют поведение членов криминальных групп и организаций.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря