ДИКТАНТ
Диктант
(лат. dicto – повторяю, диктую) – тип упражнения, используемый для обучения и проверки орфографических и пунктуационных навыков учащихся.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
ДИКТАНТ
тип упражнений, используемых, как правило, при обучении орфографии и пунктуации, а также способ проверки орфографических и пунктуационных навыков учащихся.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
ДИКТАНТ
Тестовое задание, проверяющее уровень понимания при аудировании, а также навыки правописания. В ходе д. испытуемому до трех раз предъявляется текст в нормальном темпе громкого чтения. В процессе второго предъявления текста в определенных местах делаются паузы, во время которых испытуемый записывает услышанные сегменты, части текста (обычно это от 7—12 до 20—22 слов). Во время третьего предъявления паузы делаются в два раза короче и служат для проверки записи и исправления ошибок. В практике тестирования используются д. на фоне шума, д. -сочинение, частичный диктант. См. также свободный диктант.
Источник: Словарь терминов и понятий тестологии
ДИКТАНТ
(от лат. dictare – диктовать). Вид письменной работы, записывание воспринятого текста. При обучении иностранным языкам Д. используются на занятиях по фонетике (фонетические Д.), лексике (словарные Д.), грамматике (орфографические Д.). В соответствии с формой проведения различают зрительный Д. – на доске записывается предложение, объясняются трудные языковые факты, затем предложение стирается, а учащиеся должны написать его по памяти; зрительно-слуховой Д. – предложения записываются одновременно на доске и в тетради, написанное обсуждается всей учебной группой. Д. может быть использован также для контроля некоторых навыков и умений (контрольный Д.).
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
ДИКТАНТ (лат. dicto - повторяю)
тип упражнений, используемых, как правило, для обучения учащихся письменной форме литературного языка. Д. состоит в чтении вслух слов, словосочетаний, предложений или текста с последующей записью диктуемого учащимися. По идентичности записи диктуемому тексту Д. делятся на полный, формоизменительный, выборочный, творческий, свободный. По форме записи различают словесные и графические Д. По выполняемым функциям Д. делятся на обучающие (предупредительные, комментированные, объяснительные) и контрольные. Выбор вида Д. определяется особенностями изучаемого языкового и речевого материала. Специфические формы Д. используются и в преподавании других учебных предметов (например, иностранных языков, математики, географии, истории, музыки на уроках сольфеджио в музыкальной школе).
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
ДИКТАНТ
учебное записывание текста под диктовку.
О 9-летнем мальчике в школе в конце 1880-х гг.: «Равнодушно писал он свои диктанты, равнодушно складывал и умножал цифры…» (Крашенинников, [1925] 1991, 34).
О девочке-пятикласснице в нач. 1960-х гг.: «Шура никогда не списывала чужих решений или диктантов» (Карпенко, 1962, 18).
О шестиклассниках начала 1960-х гг.: «До конца урока еще двадцать минут, и я пытаюсь разглядеть книгу, из которой Валентина Петровна читает диктант…» (Трубин, 1987, 22).
О середине 1980-х гг. «Мария Юрьевна проверяет тетради с немецким диктантом. Этот диктант писали восьмиклассники… То и дело учительница делает поправки красной шариковой ручкой… Восьмые классы, совсем взрослые, и то вон сколько ошибок насажали. И диктант всего лишь, диктант в сто раз легче писать, чем сочинение…» (Матвеева, 1987, 198).
О второй половине 1980-х гг. – начале 1990-х гг. в Шадринске: «Диктант. Мобилизация сил, знаний, желание быть хорошей, чтобы понравиться (вопрос – кому), пристальное вглядывание в учителя, вслушивание в его слова, желание быть его частью, чтобы понравится ему своим усердием. Безуспешная, пустая игра “повезет – не повезет” с собой: куда поставить запятую. И всегда думаешь потом: “Надо было поставить её в другом месте”. Всегда момент придыхания, когда получаешь тетрадь с проверенным диктантом, немного медлишь, замираешь, как бы думаешь неосознанно: “На сколько обошлись мои старания, усердные заглядывания на учителя?”. Когда видишь “4”, редко “3”, как-то чувствуешь пустотелость всех своих игр и приглядываний, немного опускаются руки, потому что по-другому не умеешь. И уже совсем равнодушно, только как работу для “галочки”, воспринимаешь работу над ошибками...» (1001).
О 9-летнем мальчике в школе в конце 1880-х гг.: «Равнодушно писал он свои диктанты, равнодушно складывал и умножал цифры…» (Крашенинников, [1925] 1991, 34).
О девочке-пятикласснице в нач. 1960-х гг.: «Шура никогда не списывала чужих решений или диктантов» (Карпенко, 1962, 18).
О шестиклассниках начала 1960-х гг.: «До конца урока еще двадцать минут, и я пытаюсь разглядеть книгу, из которой Валентина Петровна читает диктант…» (Трубин, 1987, 22).
О середине 1980-х гг. «Мария Юрьевна проверяет тетради с немецким диктантом. Этот диктант писали восьмиклассники… То и дело учительница делает поправки красной шариковой ручкой… Восьмые классы, совсем взрослые, и то вон сколько ошибок насажали. И диктант всего лишь, диктант в сто раз легче писать, чем сочинение…» (Матвеева, 1987, 198).
О второй половине 1980-х гг. – начале 1990-х гг. в Шадринске: «Диктант. Мобилизация сил, знаний, желание быть хорошей, чтобы понравиться (вопрос – кому), пристальное вглядывание в учителя, вслушивание в его слова, желание быть его частью, чтобы понравится ему своим усердием. Безуспешная, пустая игра “повезет – не повезет” с собой: куда поставить запятую. И всегда думаешь потом: “Надо было поставить её в другом месте”. Всегда момент придыхания, когда получаешь тетрадь с проверенным диктантом, немного медлишь, замираешь, как бы думаешь неосознанно: “На сколько обошлись мои старания, усердные заглядывания на учителя?”. Когда видишь “4”, редко “3”, как-то чувствуешь пустотелость всех своих игр и приглядываний, немного опускаются руки, потому что по-другому не умеешь. И уже совсем равнодушно, только как работу для “галочки”, воспринимаешь работу над ошибками...» (1001).
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.
ДИКТАНТ
от лат. dicto — повторяю, диктую), тип упражнений, используемых, как правило, для обучения учащихся письменной форме лит. языка. Д. состоит в чтении вслух слов, словосочетаний, предложений или текста с последующей записью диктуемого учащимися. В роли диктующих могут выступать и учащиеся. При этом выделяются взаимодиктант (поочередная диктовка учащихся друг другу, применяемая обычно на внеурочных занятиях) и самодиктант (запись учеником выученного наизусть).
По идентичности (неидентичности) записи диктуемому тексту Д. делятся на полный (без изменения диктуемого); формоизменительный — с изменением формы отд. слов, конструкций предложений; выборочный — запись части диктуемого; творческий — расширение диктуемого за счет введения новых слов, словосочетаний, предложений; свободный Д. — запись учащимися в произвольной форме запоминаемого после однократного чтения текста по абзацам.
По форме записи различают словесные и графич. Д. (записывается структура слова, словосочетания, предложения). При написании творческих и свободных Д, графич. запись не применяется. В полном, формоизменительном и выборочном Д. запись диктуемого может сопровождаться группировкой слов, словосочетаний, предложений (Д. с группировкой).
По выполняемым функциям Д. делятся на обучающие и контрольные. Обучающий Д. может быть предупредительным — предупреждение возможных ошибок до записи диктуемого; комментированным — предупреждение ошибок во время записи; объяснительным — объяснение выбора правильного написания, нахождение и исправление допущенных ошибок. В обучающих Д. используются как связные тексты, так и тексты, составленные из отд. предложений или слов (словарные Д.). В целях предупреждения ошибок может проводиться зрительная подготовка (чтение записи всего диктуемого или его части, воспроизведенного на классной доске, плакате и т. д.) — зрительный Д. Любой вид Д. может сопровождаться фиксированием (напр., подчеркиванием) трудных для учащихся случаев правописания — Д. «проверяю себя».
При формировании орфографич. и пунктуац. умений и навыков применяются все виды Д.; для формирования речевых умений и навыков — творческий и свободный Д. Выбор лица Д. определяется особенностями изучаемого языкового и речевого материала. В качестве контрольных обычно проводят полные Д.
Специфич. формы Д. используются и в преподавании др. уч. предметов (напр., иностр. яз., математики, географии, истории, музыки на уроках сольфеджио в муз. школе).
Лит.: Ушаков М. В., О видах диктанта в семилетней и ср. школе, Ми957; К о-б ы з с в А. И., Новый вид диктанта — «Проверяю себя», М., 1962; Ладыженская Т. А., Творческие диктанты, М., 1963; ее же, Немой «диктант», РЯШ, 1968, № 2; Лидман-Орлова Г. К., К вопросу о классификации диктантов, РЯШ, 1964, № 5; Федоренко Л. П., Принципы и методы обучения рус. языку, М., 1964; Свободные диктанты, М., 1967; Григорян Л. Т., Графич. диктант при первонач. изучении синтаксиса и пунктуации, НШ, 1968, № 9; Морозова И. Д., Выборочный диктант, РЯШ, 1971, № 1; Б ар ан о в М. Т., О видах диктанта по рус. языку в 4—8 кл., РЯШ, 1975, № 2. М. Т. Баранов.
По идентичности (неидентичности) записи диктуемому тексту Д. делятся на полный (без изменения диктуемого); формоизменительный — с изменением формы отд. слов, конструкций предложений; выборочный — запись части диктуемого; творческий — расширение диктуемого за счет введения новых слов, словосочетаний, предложений; свободный Д. — запись учащимися в произвольной форме запоминаемого после однократного чтения текста по абзацам.
По форме записи различают словесные и графич. Д. (записывается структура слова, словосочетания, предложения). При написании творческих и свободных Д, графич. запись не применяется. В полном, формоизменительном и выборочном Д. запись диктуемого может сопровождаться группировкой слов, словосочетаний, предложений (Д. с группировкой).
По выполняемым функциям Д. делятся на обучающие и контрольные. Обучающий Д. может быть предупредительным — предупреждение возможных ошибок до записи диктуемого; комментированным — предупреждение ошибок во время записи; объяснительным — объяснение выбора правильного написания, нахождение и исправление допущенных ошибок. В обучающих Д. используются как связные тексты, так и тексты, составленные из отд. предложений или слов (словарные Д.). В целях предупреждения ошибок может проводиться зрительная подготовка (чтение записи всего диктуемого или его части, воспроизведенного на классной доске, плакате и т. д.) — зрительный Д. Любой вид Д. может сопровождаться фиксированием (напр., подчеркиванием) трудных для учащихся случаев правописания — Д. «проверяю себя».
При формировании орфографич. и пунктуац. умений и навыков применяются все виды Д.; для формирования речевых умений и навыков — творческий и свободный Д. Выбор лица Д. определяется особенностями изучаемого языкового и речевого материала. В качестве контрольных обычно проводят полные Д.
Специфич. формы Д. используются и в преподавании др. уч. предметов (напр., иностр. яз., математики, географии, истории, музыки на уроках сольфеджио в муз. школе).
Лит.: Ушаков М. В., О видах диктанта в семилетней и ср. школе, Ми957; К о-б ы з с в А. И., Новый вид диктанта — «Проверяю себя», М., 1962; Ладыженская Т. А., Творческие диктанты, М., 1963; ее же, Немой «диктант», РЯШ, 1968, № 2; Лидман-Орлова Г. К., К вопросу о классификации диктантов, РЯШ, 1964, № 5; Федоренко Л. П., Принципы и методы обучения рус. языку, М., 1964; Свободные диктанты, М., 1967; Григорян Л. Т., Графич. диктант при первонач. изучении синтаксиса и пунктуации, НШ, 1968, № 9; Морозова И. Д., Выборочный диктант, РЯШ, 1971, № 1; Б ар ан о в М. Т., О видах диктанта по рус. языку в 4—8 кл., РЯШ, 1975, № 2. М. Т. Баранов.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия