это объединение детей и взрослых на основе их неформальных взаимоотношений, чувства принадлежности к общему кругу и взаимной комплиментарности.
Детско-взрослая общность – не то же самое, что и детское объединение, школьный класс или детская организация. По крайней мере, эти объединения не всегда являются общностями. Самым важным для общности является переживаемое его членом состояние, ощущение, чувство – чувство общности: с другим человеком или груп- пой людей (со своими родителями, педагогом, тренером, одноклассниками и т.п.)
Детско-взрослые общности могут быть самыми различными по своей конфигурации. Это могут быть парные общности, объединяющие только одного взрослого и одного ребенка. Такую общность могут образовать, например, ученик и его любимый учитель, спортсмен и его персональный тренер. Это отнюдь не массовое для системы образования явление, но все же оно встречается довольно часто. Гораздо более распространенными в образовательных учреждениях являются общности-группы. Таковыми могут стать, например, кружок, который посещает школьник, труппа школьного театра, с которой он выступает, обычный школьный класс. Могут существовать и виртуальные общности, складывающиеся в сети интернет. Сегодня количество такого рода общностей растет, но те из них, которые можно было бы назвать педагогизированными, встречаются пока еще редко. Это могут быть и общности, которые ребенок образует лишь актом своего воображения («квазиобщности»): общности с героями полюбившихся книг, прочитанных ребенком по совету взрослого, с историческими деятелями, которые привлекли внимание ребенка на проведенных учителем уроках и т.п. В таких общностях взрослый присутствует латентно, скрыто.
Совокупность общностей, которые ребенок образует с другими значимыми для него социальными субъектами, образует один из типов социальной сети. См. также:
Детская общность как объект и субъект воспитания: монография / Под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, 2012.
Степанов П.В. Общность в контексте воспитания // Вопросы воспитания, 2012, № 2. – С. 50-58.
368.26 кб
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ: РЕСУРС ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ОБЩНОСТИ
Цель исследования, представленного в статье, заключается в раскрытии понятия «детско-взрослая общность» как новой тенденции развития коллективного воспитания, показать ее роль в воспитании и развитии современного школьника, выдели