один из видов социальной деятельности личности, владеющей комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Д. п. образует основную форму активности субъекта. Целью Д. п. является направленность на конечные и промежуточные результаты труда, осознанный образ результата у человека. Любая Д. п. может быть внешне и внутренне мотивирована. О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение сама деятельность. Если же в основе мотивации Д. п. лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы. Д. п. характеризуется рядом понятийных категорий:
- профессионализм – уровень осуществления Д. п., при котором человек превращается из деятеля, специалиста в субъект труда, в профессионала. Профессионализм характеризуется продуктивностью и эффективностью осуществления Д. п.;
- профессионализация – восхождение специалиста к профессионализму. Целостный непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни и завершается, когда человек прекращает Д. п. Процесс профессионализации – это приближение состояния Д. п. к профессиограмме, к эталону модели специалиста;
- профессиограмма – научно обоснованные нормы и требования профессии к видам Д. п. и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития самого работника. Это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области;
- операциональная сфера профессионализма–характеризуется тем, какими приемами специалист достигает поставленной цели, какие технологии использует, какие средства – знания, мыслительные операции, способности применяет для достижения целей-результатов труда;
- профессиональное сознание (самосознание) – это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу.
- профессиональное мышление – использование мыслительных операций как средств осуществления Д. п. Процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком профессиональной реальности (предмета труда, задач, условий и результатов труда). Приемы постановки, формулирования и решения профессиональных задач, этапы принятия и реализации решений в Д. п., целеобразования и планирования в ходе труда, выработки новых стратегий Д. п.;
- профессиональная среда – совокупность предметных и социальных условий труда, включающая сам предмет труда, средства, орудия труда, объективно необходимые действия и операции труда, а также межличностные отношения, психологический климат в труде, субъективное восприятие и осознание самими участниками разных сторон труда. Именно Д. п. посвящена значительная часть жизни человека. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможность удовлетворить всю гамму их потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определенного социального статуса. Объем понятия Д. п. гораздо шире, чем «трудовая деятельность». Последняя только часть, хотя и важнейшая, многообразных форм активности профессии, направленной не только на предмет труда, но и на социальную среду и на самое себя (Костенко Н. В., Оссовский В. Л. Ценности профессиональной деятельности. – Киев, 1986. – 150 с.; Сейтешев А. П. Профессиональная направленность личности. Теория и практика воспитания. – Алма-Ата, 1990. – 336 с. – Режим доступа: http:// www.edu.ru; http://www.slovari.yandex.ru; http://www.hghltd.yandex.com). В. В. Ильченко
574.90 кб
Введение в профессиональную деятельность
Уважаемые читатели!