Частная методика
Частная методика
система методов изучения отдельных предметов.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
МЕТОДИКА ЧАСТНАЯ
(в социальной педагогике, воспитании) – система правил и норм социальнопедагогического (воспитательного) процесса, регулирующих решение определенных (частных) социальнопедагогических (воспитательных) и (или) организационнопрактических задач.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Частная методика
методика обучения по конкретной учебной дисциплине. Частная методика концентрирует в себе методический опыт кафедры по преподаванию определенной учебной дисциплины. Она воплощается в последовательности занятий и выделении содержания отдельных занятий, в учебниках, учебных пособиях, средствах обучения, используемых кафедрой, пополняется практическими разработками преподавателей, в том числе и основанными на научных, дидактических рекомендациях.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА
Это система правил, нормативных требований, предъявляемых к организации воспитательного процесса для эффективного решения определенных (частных) воспитательных и организационно-практических (жизненно практических) задач. Например: методика организации самообслуживания детей в школе; методика краеведческой деятельности (работы); методика формирования самостоятельности младших подростков; методика развития эстетического вкуса и др. (ТитоваЕ.В. Если знать как действовать.— М.:Просвещение, 1993.— c.35)
ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА
раздел педагогической науки, рассматривающий закономерности реализации содержания, организационных форм и методов обучения определенному учебному предмету, а также практического (производственного) обучения отдельной конкретной профессии (группы профессий) или специальности (например, слесаря-ремонтника, электросварщика и т. д.). Для частной методики характерны максимально возможный учет особенностей содержания учебного предмета или производственного обучения профессиям, по которым ведется подготовка рабочих, и выявление на этой основе специфики процесса обучения. Общие вопросы практического (производственного) обучения излагаются в методике производственного обучения.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА
разновидность методического пособия, раскрывающего содержание, организацию, методику, средства изучения конкретного учебного предмета или производственного обучения по конкретной профессии (группе профессий).
Цель Ч.м. – оказание методической помощи преподавателям, мастерам производственного обучения в выборе (проектировании) наиболее оптимального варианта изучения учебного материала, предусмотренного учебной программой.Ч.м. фактически представляет сборник методических разработок по темам соответствующей учебной программы. Авторами их являются, как правило, опытные преподаватели и мастера производственного обучения. Поэтому Ч.м. отражает в значительной степени их подходы к организации и методике учебного процесса. Вместе с тем накопленный опыт позволяет выделить некоторые общие подходы к определению структуры и содержания Ч.м. применительно к общетехническим и специальным предметам, а также производственному обучению (см. Частные методики изучения общетехнических и специальных предметов; Частные методики производственного обучения).
Анализ содержания применяемых в педагогической практике Ч.м. и опыта использования их позволяет сформулировать некоторые общие требования к ним:
Ч.м. должны иметь рекомендательный, а не рецептурный характер, не сдерживающий, а стимулирующий творческие поиски педагогов;
особое внимание в Ч.м. должно уделяться раскрытию методики и организации изучения основных, главных разделов тем, проблем, определяющих качество предмета в целом;
авторы Ч.м. при подготовке материалов методических разработок должны руководствоваться не только собственным опытом, но и широко использовать оправдавшие себя стабильные достижения других преподавателей и мастеров производственного обучения в организации и методике учебного процесса;
в методических разработках Ч.м. необходимо раскрывать несколько вариантов организации и методики изучения учебного материала для возможности выбора наиболее примерного в соответствующих условиях обучения с учетом возможностей индивидуализации обучения, дифференцированного подхода к слабоуспевающим и более подготовленным учащимся;
Ч.м. должны подготавливаться с учетом реализации идей оптимизации учебного процесса, избежания перегрузки учащихся и педагогов.
Особое внимание при изучении материала Ч.м. уделяется рекомендациям и советам по развитию навыков мыслительной деятельности учащихся, их самостоятельности, самоконтроля, проблему изучению учебного материала, применению современных ТСО, компьютеров, тренажеров, информационных технологий и др. современных форм и методов обучения.
Лит.: Батышев С.Я. Подготовка рабочих профессионалов. – М., 1995; Кравцов Н.М. Организация методической работы в средних профессионально-технических училищах и руководство ею. – М., 1986.
В.А. Скакун
Цель Ч.м. – оказание методической помощи преподавателям, мастерам производственного обучения в выборе (проектировании) наиболее оптимального варианта изучения учебного материала, предусмотренного учебной программой.Ч.м. фактически представляет сборник методических разработок по темам соответствующей учебной программы. Авторами их являются, как правило, опытные преподаватели и мастера производственного обучения. Поэтому Ч.м. отражает в значительной степени их подходы к организации и методике учебного процесса. Вместе с тем накопленный опыт позволяет выделить некоторые общие подходы к определению структуры и содержания Ч.м. применительно к общетехническим и специальным предметам, а также производственному обучению (см. Частные методики изучения общетехнических и специальных предметов; Частные методики производственного обучения).
Анализ содержания применяемых в педагогической практике Ч.м. и опыта использования их позволяет сформулировать некоторые общие требования к ним:
Ч.м. должны иметь рекомендательный, а не рецептурный характер, не сдерживающий, а стимулирующий творческие поиски педагогов;
особое внимание в Ч.м. должно уделяться раскрытию методики и организации изучения основных, главных разделов тем, проблем, определяющих качество предмета в целом;
авторы Ч.м. при подготовке материалов методических разработок должны руководствоваться не только собственным опытом, но и широко использовать оправдавшие себя стабильные достижения других преподавателей и мастеров производственного обучения в организации и методике учебного процесса;
в методических разработках Ч.м. необходимо раскрывать несколько вариантов организации и методики изучения учебного материала для возможности выбора наиболее примерного в соответствующих условиях обучения с учетом возможностей индивидуализации обучения, дифференцированного подхода к слабоуспевающим и более подготовленным учащимся;
Ч.м. должны подготавливаться с учетом реализации идей оптимизации учебного процесса, избежания перегрузки учащихся и педагогов.
Особое внимание при изучении материала Ч.м. уделяется рекомендациям и советам по развитию навыков мыслительной деятельности учащихся, их самостоятельности, самоконтроля, проблему изучению учебного материала, применению современных ТСО, компьютеров, тренажеров, информационных технологий и др. современных форм и методов обучения.
Лит.: Батышев С.Я. Подготовка рабочих профессионалов. – М., 1995; Кравцов Н.М. Организация методической работы в средних профессионально-технических училищах и руководство ею. – М., 1986.
В.А. Скакун
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.