ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ
направление в педагогической теории и практике США, Канады и стран Западной Европы (1960-1970-е гг.); основная цель-не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у молодежи способностей к самостоятельному выбору нравственных ценностей, создание у нее нравственных критериев, основанных на гуманистических идеалах.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ
направление в педагогической теории и практике США, Канады и стран Западной Европы. Возникло в США в 60-70-е гг. в связи с распространением явлений контркультуры среди молодежи и интеллигенции, выступавших против ценностей массовой культуры. Осн. цель Ц.в. - не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у молодежи способностей к выбору нравственных ценностей, создание нравственных критериев, осн. на гуманистических идеалах. В качестве методологии Ц.в. рассматриваются прагматизм Дж. Дьюи; новый экзистенциализм М. Бубера; гуманистическая психология (К. Роджерса, А.Г. Маслоу); когнитивная концепция морального развития Л. Кольберга (США); эпигенетическая модель личности Э.Х. Эриксона и др. Теория Ц.в. объединила ряд самостоятельных концепций: "ценностное внушение", "разъяснение ценностей", "ценностный анализ", "ценностная рефлексия", "ценностное действие" и др. При различной трактовке природы ценностей авторов этих концепций объединяет общая воспитательная цель: "Помочь людям жить в соответствии с ценностями" (Кл. Бек).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

ЦЕННОСТНОЕ ВОСПИТАНИЕ
направление в пед. теории и практике США, Канады и стран Зап Европы Идея разработки Ц в впервые возникла в США с распространением в 60—70-х гг «контркультуры» среди групп молодежи и интеллигенции, выступивших против ценностей «массового общества» и «массовой культуры» Сторонники Ц в подчеркивали, что его осн.цель - не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование у молодежи способностей к самостоят.выбору нравств. ценностей, создание у нее нравств. критериев, основанных на гуманистич идеалах
В качестве методологич. основ теории Ц в рассматриваются прагматизм Дж. Дьюи, диалектич теология II Тиллиха, призывающего к поиску нравств. ценностей и идеалов в христ. религии, новый экзистенциализм M Бубера, провозгласившего диалог идеальной формой человеческих взаимоотношений, гуманистическая психология (К Роджерса и А Г Маслоу), операционная концепция интеллекта Ж Пиаже, когнитивная концепция морального развития Л Коль-берга (США), эпигенетич модель личности Э X Эриксона и др.
Теория Ц в объединила ряд самостоят.концепций «ценностное внушение» (Д Сьюперк), «разъяснение ценностей» (Л Ратс, M Хармин, С Саймон), «ценностный анализ» (Дж Френкель), «внедрение ценностей» (Ч Кникер), «ценностная рефлексия» (Кл Бек). и «ценностное действие» (Д Оливер, Фр Ньюмен). Хотя природа ценностей и процесс их интериоризации в отд концепциях трактуются различно, для их авторов характерна общая воспитат. цель «Помочь людям жить в соответствии с ценностями» (Бек).
Все концепции можно разделить на группы по методам передачи ценностей имитация и метод примера, убеждение, разъяснение ценностей, тренировка в деятельности Первый метод строится на приучении детей подражать поведению взрослых и на неукоснительном выполнении их требования («ценностное внушение» и «внедрение ценностей»). По утверждению Кникера, «уже сам факт, что взрослый ведет себя именно так, должен восприниматься как оправдание данного вида поведения» (С h K n i k e r, You and values education, 1977). Метод убеждения («ценностный анализ»). направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся с целью их непосредств участия в процессе интериоризации ценностей Дж Френкель предлагал ориентироваться не на ограниченный набор конкретных ценностей, а на целостную программу, включающую вопросы мирного сосуществования гос-в, развития демократии, разумного использования природных ресурсов и т.д. (разработана в 1957 Нац. советом США по социальным наукам). Методы разъяснения предоставляли учащимся свободу в выборе ценностей и обучение их т.н. ценностному процессу, состоящему, по мнению теоретиков Ц в, из трех осн.этапов выбор, оценивание и действие (Л Ратс). Роль учителя при этом сводилась к созданию в классе атмосферы раскованности и спокойствия, побуждающих учеников к откровенным размышлениям Тренировка в деятельности («ценностное действие»). стимулировала активность учащихся в нравств. поступках в конкретных жизненных ситуациях Ньюмен полагал, что учащихся необходимо обучать рациональным приемам принятия решений, позволяющим реализовать конкретные ценности «равенства, свободы выбора и рационализма» (М Силвер).
Ц в получило в США поддержку, в т. ч и финансовую Проблемами Ц в. занимаются Калифорнийский науч. центр, Амер ин-т воспитания характера (шт Техас), Нац. центр гуманистич воспитания (Нью-Йорк), частная пед. орг-ция «Поиски новых школ» и др.
В Европе Ц в стало объектом иссле-доват проекта, выдвинутого Консорциумом ин-тов в области образования в Европе (осн. в 1991). при поддержке ЮНЕСКО Опубликовано исследование «Ценностное воспитание в Европе» (1994). Вопросы Ц в освещают пед, психол и социологич. журналы «Journal of Moral Education», «Moral Education Forum», «American Psychologist», «American Sociological Review», «Contemporary Education», «Phi Delta Kappan», «Harvard Educational Review», «Values Education Newsletter»
Лит Цырлина Т В, Ценностное воспитание в педагогике США Критич анализ, СП, 1987, №1, Harmin M, Simon S, Values Clanfication, № У, 1972, H a w l e » R, H a w l e у I, Human values m the classro-om, № V, 1975, S 11 v e r M, Values education, Wash, 1976, Values and moral development, ed by Th С Hennessy, № V, 1976, Education for values, ed by D С McClelland, № V, 1982, B e с k С Better schools, a values perspective on education № V, 1989, Values Education m Europe Ed M Taylor, CIDREE, NFER Slough, 1994, v 7—8 T В Цырлина

Источник: Российская педагогическая энциклопедия